Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - тимофеев а. в.

Тимофеев а. в.

ТИМОФЕЕВ Алексей Васильевич (1812-1883) поэт и беллетрист. Р. в г. Курмыше б. Симбирской губ. в богатой помещичьей семье. Учился на юридическом факультете Казанского ун-та. Переехав в Петербург, он в 1832 дебютировал в литературе драмой «Разочарованный», а в 1833-1837 выступил с рядом книг, имевших успех. Отмечая неопытность и незрелость автора, молодой Белинский признавал его повесть «Художник» (1834) «замечательным явлением в литературе». Больший успех имели книжки стихов («Двенадцать песен», 1833, «Песни», 1835) и мистерии Т. Однако Белинский отозвался о стихах Т. в пренебрежительном тоне, отрицая в нем поэтическое дарование. После 1843 Т. надолго совершенно исчез с литературного горизонта, увлекшись бюрократической карьерой. В 70-х гг., выйдя в отставку и вернувшись в Петербург, Т. возобновил, после 30 лет перерыва, свою литературную деятельность. Но изданная им в 1876 обширная поэма в 2 томах «Микула Селянинович» труд многих лет не имела никакого успеха, и Т. умолк навсегда.Т. находился под влиянием Полевого (напр. «Художник» по заглавию и теме близок к повести Н. Полевого «Живописец»), но влияние это было по существу поверхностным и кратковременным.В основном Т. один из характерных представителей того напыщенного романтизма 30-х гг.

, к-рый связывается обычно с именем Кукольника. В своих драматических сценах «Поэт» (1834), «Елизавета Кульман» (1835) Т. старался показать на фоне жестокой судьбы и бессмысленности человеческого существования «неземное предназначение» поэта.Прозаические произведения Т. (из исторических повестей лучшая «Чернокнижник», из эпохи опричнины) отличаются выспренним слогом и изобилуют афоризмами вроде следующих: «человек создан для крайностей», «человек был всегда неразгаданной тайной» и т.

д.Несколько проще и искреннее лирика Т. Здесь также есть страхи и ужасы, но поэт не скрывает, что это только игра, поза, и готов иронизировать над собой. В поэзии Т. есть одно качество, выгодно отличающее его от Кукольника. Это интерес к фольклору. Правда, его поэма «Микула Селянинович», являющаяся неудачной попыткой дать философию русской истории, насколько она отразилась в народной мифологии, слишком перегружена сведениями из области древних религий. Зато в некоторых своих лирических песнях Т. обнаружил настоящее чутье русского фольклора. Из всего литературного наследия Т. только ряд песен и романсов надолго пережил автора. Положенные на музыку лучшими композиторами, многие из них вошли в фольклор.

Таковы: «Не бушуйте, ветры буйные», «Не женись на умнице», «Борода ль моя, бородушка» и др.Заслуживает внимания и стихотворная техника Т. В противоположность Бенедиктову, с к-рым его нередко сближали, Т. не имел пристрастия к рифмам: нерифмованных стихов у него больше, чем рифмованных. Иногда («Свадьба», «Челнок» и т. д.) он дает чередование разных размеров, а в мистериях стихотворную речь перемежает с прозаической.

Редкий в русской поэзии пример рифмовки (только нечетных строк) дает он в «Микуле Селяниновиче».

Библиография:

I. Опыты в прозе и стихах, в 3 чч., Петербург, 1837; Микула Селянинович, Поэма в 12 песнях, Сочинения А. Тимофеева в 2 тт., Петербург, 1876.

II. Гербель Н. В., Русские поэты в биографиях и образцах, СПБ, 1873, изд. 3-е, СПБ 1888; Русский биографический словарь, том «Суворова Ткачев», СПБ, 1912. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины