Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - триолет

Триолет

ТРИОЛЕТ (франц. triolet) одна из особых, так наз. «твердых» форм лирической поэзии, французского происхождения, восходящая к старофранцузскому рондо. Т. состоит из восьми стихов и строится только на двух рифмах одной мужской и одной женской, расположенных по схеме: abaaabab. Своеобразие формы Т. заключается в повторах целых стихов, к-рые, однако, не подходят под тип обособленного рефрена, а тесно сплетаются с тканью стихотворения. Эти повторы появляются в Т. дважды:1) первый стих воспроизводится буквально в четвертом стихе;2) первый и второй стихи повторяются без изменений в седьмом и восьмом стихах.Если выделить повторяющиеся элементы Т. прописными буквами, то приведенная выше схема приобретает следующий вид: ABaAabAB. Эта троекратность появления одной из строк (A) и объясняет происхождение названия триолета. Пример:«Лизета чудо в белом свете»,Вздохнув, я сам себе сказал:«Красой подобных нет Лизете;Лизета чудо в белом свете;Умом зрела в весеннем цвете».

Когда же злость ее узнал...«Лизета чудо в белом свете»,Вздохнув, я сам себе сказал.(Карамзин.)В качестве канонического стихотворного размера Т. в России закреплен наиболее близкий к французским образцам 4-стопный ямб; однако у нас имели место неоднократные попытки применять другие размеры и даже дактилические рифмы, что неизменно приводило к искажению замысла и стиля Т.

Главная трудность формы Т. заключается в задаче органического слияния повторяющихся стихов с остальными в композиции целого. Поэтика французского Т., в целях облегчения этой задачи, регламентировала систему знаков препинания Т. Такого рода правила, создавая удобные, хотя и вряд ли желательные трафареты, разумеется, обязательной силы не имеют.

Гораздо большего внимания заслуживает запрещение вносить в повторяющиеся строки даже незначительные изменения, к-рые ослабляют ощутительность повтора.Т. принадлежит к легким жанрам лирической поэзии, с игривым содержанием, нередко окрашенным в тона грациозной эротики. Во Франции в XVII в. он был любимой забавой «светского» общества.

Появившись в России в XVIII в., Т. неизменно оставался в стороне от «большой» литературы и совершенно отсутствует среди форм, разрабатывавшихся крупнейшими русскими поэтами XIX в. Отдельные образцы можно найти у кн. Шаликова, Буниной, а в конце века у Фофанова. Некоторый интерес к нему выказали символисты XX в. Ф. Сологуб, И. Рукавишников, к-рый написал две книги Т. и не только пытался усвоить технику строгого Т., но и немало экспериментировал, стремясь к расширению его возможностей.

Библиография:

Шульговский Н. Н., Теория и практика поэтического творчества, изд. т-ва Вольф, СПБ М., 1914, стр. 444-447; Gaudin P., Du rondeau, du triolet, du sonnet, C. F., 1870; Rassmann C. F., Triolette der Deutschen Esssen, Duisburg, 1815. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины