Литературная энциклопедия - тристан л'эрмит
Связанные словари
Тристан л'эрмит
ТРИСТАН Л’ЭРМИТ Франсуа (Francois Tristan L’Hermite, 1601-1655) французский поэт и драматург. Происходил из разорившейся аристократической семьи. С детства жил при дворе, был пажем незаконного сына Генриха IV, маркиза де-Вернейль. В возрасте 13 лет убил одного человека на дуэли и принужден был бежать в Англию. В 1620 он получил прощение и вернулся во Францию.
Эту часть своей жизни Т. описал в автобиографическом романе «Опальный паж («Page deisgracie», 1643). Поступив затем на службу к герцогу Орлеанскому, Т. жил в постоянной бедности, усугублявшейся его страстью к игре.В творчестве Т. отразились социальные противоречия первой половины XVII в., эпохи становления абсолютизма. Примыкая в общем к господствующему при дворе литературному направлению, он многими чертами своего творчества отражал настроения фронды.
Т. оставил несколько сборников стихов и упомянутый автобиографический роман, но главное место в его творчестве занимают драматические произведения. Наиболее значительной является трагедия «Марианна» («Marianne», 1635, 2 испр. изд., 1637), соперничавшая с «Сидом» Корнеля отчасти благодаря талантливой игре актера Мондори. В «Марианне» разрабатывается один из популярных в то время сюжетов, взятый у историка Иосифа Флавия и позже использованный Вольтером: арабский вождь Ирод женится на иудейке Марианне, семью к-рой он истребил. Она ненавидит его, он любит ее страстно. Родственники Ирода устраивают заговор, в результате к-рого Марианна гибнет. «Марианна» является произведением переходным от трагедии французского Ренессанса к трагедии развитого классицизма. Как и в «Сиде» Корнеля, к александрийскому стиху здесь примешиваются другие размеры.Единство времени и действия соблюдены, но единство места не выдержано строго. В диалоге встречаются элементы большой естественности, почти бытовые интонации. Характеры персонажей не лишены реализма. В XVIII в. «Марианна» была переиздана в обработке Ж.-Б. Руссо. Из других произведений Т. следует отметить трагедию «Смерть Криспа» («La morte de Crispe», 1645) и комедию «Паразит» («Le Parasite», 1654), к-рая считается предшественницей комедий Мольера.
Библиография:I. Theatre de Tristan L’Hermite, ed. par N.-M. Bernardin, P., 1907; Les plaintes d’Acante et autres oeuvres, edition critique, publ. par J. Madeleine, P., 1909; Le Page disgracie... ed. par A. Dietrich, P., 1898; Marianne, ed. critique, publ. par J. Madeleine, P., 1917; La mort de Seneque, ed. critique, publ. par J. Madeleine, P., 1919; Le parasite, ed. annote par J. Madeleine, P., 1934.
II. Lanson, G., Esquisse d’une histoire de la tragedie francaise, P., 1927, p. 92-93; Lotheissen F., Geschichte der franzosischen Literatur im XVII Jahrhundert, Bd. II, Wien, 1879; Larroumet G., Histoire de la tragedie francaise au XVII siecle, «Revue des Cours et Conferences», 1897; Bernardin, N.-M., Un precurseur de Racine, Tristan L’Hermite, Sieur du Soleil, P., 1895. .