Литературная энциклопедия - труверы
Связанные словари
Труверы
п.), песни жалобы на женскую долю (chansons de mal mariee), пасторели и т. п. Все эти песни дошли до нас в поздних списках и обычно уже в переделанном виде. Для них характерны простота языка и большая непосредственность.Во второй период (приблиз. 1150-1240) поэзия Т. приобретает усложненный, определенно личный и куртуазный характер. Содержание для этой поэзии дает новое светско-рыцарское мировоззрение с его культом земной радости и любви, понимаемой как чувство, возвышающее человека, и переходящей часто в экзальтированный «культ дамы».
Выросшая из тех же общих условий, что и поэзия трубадуров юга Франции (см. «Трубадуры»), эта лирика Т. по своей тематике и стилистике очень близка к ней. Она испытала кроме того и прямое, довольно сильное, влияние поэзии трубадуров благодаря интенсивному литературному обмену, происходившему между Провансом и Францией в XII в.(поездки Т. во Францию, насаждение провансальских литературных вкусов и нравов двумя дочерьми «первого трубадура» Гильельма, графа Пейтьеу (Пуатье), из к-рых одна стала королевой французской, другая графиней шампанской). Эта «провансализирующая» (наиболее аристократическая) линия в лирике Т. характеризуется сложной, условной фразеологией и очень приподнятой концепцией любви, причем, однако, мы не встречаем здесь нарочитой установки на «темный стиль» (trobar clus) некоторых трубадуров.
Образцом такой вычурной поэзии может служить лирика Кретьена де Труа. Другие крупнейшие Т. периода Блондель де Нель, Конон Бетюнский, Тибо Шампанский король Наварры и т. д. Более непосредственна и проста поэзия Гаса Брюлэ и особенно Колена Мюзе, у к-рого вновь оживают мотивы и формы народных песен. Преобладающие жанры периода песня (chanson), прение (debat и разновидность его jeu parti), альба (albe), сирвента (serventois полемического или агитационного характера), переработанная в куртуазном духе пасторель и т.п.Третий период, соответствующий выступлению городского сословия, характеризуется в лирике Т. показательным перерождением рыцарских жанров и стиля. Новые городские Т., объединяющиеся в крупных торговых и промышленных центрах Франции (особенно на севере Артуа) в особые организации (puys) наподобие поэтических цехов, сохраняют многое из форм и техники куртуазной лирики, но привносят в нее новые элементы рационализма, натурализма, субъективизма, моральную дидактику и, между прочим, религиозную тематику (культ богоматери и т.
п.). Движение это, начавшееся еще в самом конце XII века, в середине XIII века получило свое полное развитие. Наиболее ярким из Т. этого периода является Рютбеф , насытивший свою поэзию злободневным и публицистическим содержанием; другие видные Т. Жан Бодель (хронологически принадлежащий еще к предыдущему периоду, но уже дающий все элементы нового стиля), Адам из Галль и др. Французская литература.Библиография:Grober G., Franzosische Literatur, в «Grundriss der romanischen Philologie, hrsg. von G. Grober, II Bd., I Abt., Strassburg, 1902; Jeanroy A., Les Origines de la poesie lyrique en France au moyen age, 2-e ed., P., 1904; Шишмарев В., Лирика и лирики позднего средневековья, Париж, 1911; Aubry P., Trouveres et troubadours, P., 1909. .