Литературная энциклопедия - вагнер р.
Связанные словари
Вагнер р.
В 1888 в Лейпциге были изданы десять томов литературных произведений В. «Gesammelte Schriften und Dichtungen», обнимающие все написанное им при жизни. Кроме того в двух сборниках «Entwurfe, Gedanken, Fragmente» и «Nachgelassene Schriften» были опубликованы статьи, заметки, наброски поэмы «Иисус из Назарета» и оперное либретто «Сарацины», найденные в рукописях уже после смерти автора.
В. создатель так наз. музыкальной драмы, где драма цель, музыка же только средство, а не наоборот, как это было до того в итальянско-французской опере.Ведя борьбу с охранителями традиционно-академических канонов, В. развивает в себе тот пафос протеста, к-рый сделал его близким и сочувствующим революционной борьбе 1848. Горячо защищая свою театральную революцию, он романтически сопрягает ее с революцией непосредственно политической. Дрезденское восстание в мае 1849 он проводит рядом с руководителями народной обороны, рядом с Бакуниным, с которым он в это время сближается, и др. А когда Дрезден был окружен прусскими войсками, В.пришлось бежать сначала в Веймар, а затем и в Швейцарию. В эмигрантском уединении, продолжавшемся 13 лет, Вагнер прочно обосновывает в ряде литературных работ свои эстетические теории. Им посвящены произведения «Искусство и революция» (Die Kunst und die Revolution, 1849), «Искусство будущего» (Das Kunstwerk der Zukunft, 1849) и «Опера и драма» (Oper und Drama, 1881) и др.
Конец жизни В. отмечен открытием в маленьком баварском городке, Байрейте, специального театра, где В. при поддержке баварского короля Людвига получил возможность осуществить свою реформу оперы. Здесь состоялось поистине гигантское для того времени троекратное повторение Вагнеровской трилогии «Кольцо Нибелунгов». Но постановка дала огромный дефицит и не открывала при жизни В.
перспектив его «театру будущего».Заканчивает свои дни В. созданием и постановкой в Байрейте глубоко мистического «Парсифаля», который он называет «сценическим священнодействием». Текст «Парсифаля» был им написан в виде поэмы еще в 1877 году. На этой мистерии лежит печать глубокого пессимизма.В. теперь отрекается от своей прежней веры в возможность обновления человека через политическую революцию и видит спасение только в духовном совершенствовании личности (статья «Религия и искусство»). Начав с религиозного пантеизма и анархических призывов к «революционизирующим» силам природы против «нагромождений культуры», В.
кончил дружбой с королями и христианнейшим мистицизмом (см. Немецкая литература и Драма).Библиография:Из огромной литературы по В. можно отметить, как важнейшее: на русском яз. статьи Серова, Чайковского, Чечотта; Базунов, Биография Вагнера, изд. Павленкова; Лихтенберже, Вагнер как поэт и мыслитель, перев. с франц.; Каратыгин В., Вагнер и Даргомыжский, 1913; Мейерхольд, К постановке «Тристана и Изольды» (в сб. ст. Мейерхольда «О театре»); Ромэн Роллан, Музыканты наших дней, перев. с франц.; Илинский, Рихард Вагнер; Браудо Е., Вагнер; Горнфельд, Ст. в альманахе «Шиповник», и мн. др.; Glasenapp, Das Leben Richard Wagners, Lpz.; Tappert W., Биография Вагнера, Эльберфельд; Pohl R., Биография, Gesammelte Schriften, t. I; Jullien A., Wagner, sa vie et ses uvres, P.; Wollzogen H., Erinnerungen; Chamberlain, Das Drama Richard Wagners, Lpz.; Ernst A., L art de Wagner, P., и очень мн. др. .