Литературная энциклопедия - вассерман
Связанные словари
Вассерман
Тщетным исканиям своих героев, борьбе, в которой они обречены быть побежденными, художник придает высший, почти мистический смысл, он рассказывает о них, как о мучениках и святых, отсюда подчеркнутая выспренность произведений Вассермана. Очень умело В. сочетает романтическое содержание своих вещей со вкусами и требованиями широкого мещанского читателя.
В. один из популярнейших и наиболее широко читаемых писателей современной Германии. Он прекрасно владеет секретом массовой продукции. Он излагает свою стандартизованную концепцию, находящую живой отклик в среде мелкобуржуазного потребителя, с достаточной популярностью, ни разу не углубляя ее до остроты подлинного социального конфликта, обильно сдабривая свои произведения экзотикой всякого свойства (особенно экзотикой психологической).
Его творчество имеет своей почвой явственно различимые социальные противоречия, но в сущности художник работает не для того, чтобы вскрыть и обнажить эти противоречия, а для того, чтобы их завуалировать. Он любит оставаться на грани между социальным романом и пестрой романтической безделушкой. От конкретных социальных проблем, к-рые ставятся жизнью, он отвлекается в сторону общих и поэтому обеспложенных, хотя и очень красочно сделанных изображений.
Последние произведения В. составляют цикл «Поворотный круг» (Der Wendekreis); сюда входят следующие романы: роман, давший название всему циклу, 1920; «Три ступени Оберлина» (Oberlins drei Stufen, 1922); «Ульрика Войтих» (Ulrike Vojtich, 1923); «Фабер или потерянные годы» (Faber oder die verlorenen Jahre, 1924). Задача этого цикла дать новые варианты «вечной темы» В.Материал на этот раз художник берет из жизни послевоенной Германии, но основная концепция остается неизменной: перед нами Фабер, взыскующий новой жизни, или Ульрика, вступающая в бесплодную борьбу с миром мертвых традиций, все это ближайшие родственники прежних героев В. В романе «Лаудин и его семья» (Laudin und die Seinen, 1927) В. неудачно пытается дать реалистический бытовой роман на тему о кризисе буржуазной семьи.
Он попытался оторваться от своего романтического стандарта, но потерпел очевидное поражение. Этот романтик, работающий на массовый рынок, немыслим вне строго установленного стандарта. Крайне «стандартны» и его последние романы «Золото Кахамалки» (Das Gold von Caxamalca, 1928) и «Колумб» (Columbus, oder Don-Quichote des Ozeans, 1929), авантюрно-исторического типа.
В 1921 В. опубликовал свою автобиографию исповедь «Мой путь как немца и еврея» (Mein Weg als Deutscher und Jude, Berlin, 1922).Библиография:
I. На русский яз. переведены романы Вассермана: «Евреи из Цирндорфа»; «История юной Ренаты Фукс»; «Молох»; «Каспар Гаузер», Л.
, 1926; «Человечек с гусями», М. Л., 1925; «Дело Маурициуса»; «Маски Эрвина Рейнера», Харьков, 1927; «Сестры»; «Адвокат Лаудин», Л., 1927; «Семья», М. Л., 1927; «Ульрика Войтих», Л., 1925; «Ева», Л., 1927.
II. Lublinsky S., Der Ausgang der Moderne, Dresden, 1903; Его же, Die Bilanz der Moderne, Berlin, 1904 (русск. перев. Итоги современного искусства, М., 1905); Edschmidt К., Die doppelkopfige Nymphe, гл. 6, Berlin, 1920; Wassermann-Speyer J.
, Jakob Wassermann und sein Werk, Wien und Lpz., 1923; Lehmann K., Der Roman unserer Tage Lpz., 1925; Глава в кн. Soergel A., Dichtung und Dichter der Zeit, Neue Folge. Im Banne des Impressionismus, Lpz., 1926. .