Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - вайян-кутюрье

Вайян-кутюрье

ВАЙЯН-КУТЮРЬЕ Поль (Paul Vaillant-Couturier, 1892-) французский писатель, коммунист. Если не считать ранней книги стихов («La visite du berger», 1913), навеянной воспоминаниями деревенского детства, проникнутой смутной неудовлетворенностью, книги невнятных исканий, то начало творческой деятельности В.-К. надо связывать с войной 1914-1918. Во всяком случае первый законченный период его творчества, включающий роман «В отпуску» (Une permission de detente, 1919), книгу рассказов, написанную совместно с Р. Лефевром «Солдатская война» (La guerre des soldats, 1919), сборник поэм «Тринадцать плясок смерти» (Treize danses macabres, 1920), замкнут в круг военных тем. Самой яркой вещью этого периода является «Солдатская война»; с жестокой, обнаженной простотой рассказаны здесь будничные факты войны; после «Огня» Барбюса это бесспорно одна из самых ярких, взволнованных, подлинно трагических книг о войне.

Антимилитаристская тенденция, характеризующая всю область творчества В.-К., связанную с темой войны, раскрывается с наибольшей выразительностью, с наибольшей силой агитационного воздействия в «Солдатской войне». Очень убедительно выявлена она и в «Плясках смерти». От произведений, развертывающих военную тему, до двух интереснейших книг, появившихся в 1927 (сборник рассказов «Бал слепых» (Le Bal des aveugles) и «траги-фарс», написанный в сотрудничестве с Л.

Муссинаком, «Отец Июль» (Le Pere Juillet)), длился довольно большой период затишья в литературой деятельности В.-К. (В.-К. является одним из руководящих деятелей французской компартии, одним из лучших ораторов и журналистов партии, это политик прежде всего; литературно-художественная работа неизбежно отодвигается на второй план в таких условиях); за эти годы он опубликовал только небольшой сборник революционных поэм «Красные поезда» (Les Trains rouges, 1922) и книгу впечатлений о Советской России «Месяц в Красной Москве» (Un mois a Moscou la Rouge) в ответ на лживую стряпню Анри Беро «Ce que jai vu a Moscou» (Что я видел в Москве). Пять рассказов, составляющих «Бал слепых», обнаруживают в их авторе не только замечательного мастера психологического анализа, но и великолепного сатирика, работающего с безупречным хладнокровием хирурга. С желчной иронической насмешкой пишет В.-К. свои беспощадные обличающие сатиры на буржуазную действительность. Он хочет быть абсолютно откровенным и называет вещи своими именами; это приводит его к сугубому натурализму изображения. «Отец Июль» по замыслу и по качествам своего стиля является непосредственным продолжением «Бала слепых», здесь только факты и люди взяты более обобщенно, художник хочет создать типичные фигуры.

«Траги-фарс» имеет своей мишенью французское мещанство: заскорузлая тупость, ханжество, наглое самодовольство, отвратительный цинизм класса раскрыты в этой необычайно живой, остроумной и язвительной пьесе с превосходной яркостью. На русском яз. имеются след. книги В.-К.: «В отпуску», «Солдатская война» и книжка для детей «Жан Бесхлебный».

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины