Литературная энциклопедия - веерт
Связанные словари
Веерт
В Бонне он совмещал службу с посещением университетских лекций, близко сошелся с кружком поэтов позднего романтизма К. Зимрока и Г. Кинкеля, в котором преобладали политические интересы. С 1843 жил в Англии, где изучал под руководством Энгельса экономическую и социальную жизнь страны, особенно чартистское движение. В 1844-1847 сотрудничал в журналах немецкого «истинного» социализма: опубликовал там ряд стихотворений и рассказов, рисующих положение рабочего класса при раннем капитализме.
Благодаря основательному изучению экономических вопросов, а также под влиянием чартистской рабочей поэзии, Веерт очень быстро освободился от сентиментально-народнических иллюзий «истинного» социализма и воспел классово-сознательного промышленного пролетария (цикл «Песни из Ланкашира», затем «Литейщик пушек», «Индустрия» и мн.
др.). В это же время он публикует серию рассказов «Очерки из социальной и политической жизни британцев» (1845-1846) и «Юмористические рассказы из торгового мира». В 1845 В. переезжает в Брюссель, тогдашний центр революционного движения, и в 1847 вступает в только что организованный Союз коммунистов.Известно его выступление с речью о свободе торговли и рабочем классе на брюссельском международном экономическом конгрессе (1847). После февральской революции В. живет в Париже, затем в Кельне, вступает в редакцию «Новой рейнской газеты», руководимой Марксом. Многочисленные политические стихотворения и фельетоны В. направлены против реакционных стремлений юнкерства и бичуют буржуазию за ее двойственную политику.
Из прозаических работ В. особенно следует отметить роман «Leben und Taten des Ritters Schnapphahnski» (Жизнь и деяния рыцаря Шнаппганского) карикатура на высмеянного Гейне в «Атта Тролле» юнкера графа Лихновского, убитого во время франкфуртского восстания. Этот роман, вышедший в 1849 году отдельной книгой, задуман автором как сатира на немецкое юнкерство. Он хочет здесь следовать примеру «Дон-Кихота» Сервантеса. Но В. не владел формой большого романа: «Шнаппганский» слагается из отдельных, мастерски написанных юмористических отрывков. После победы реакции В. ничего не написал. Он блестящий мастер маленьких новелл и фельетонов на актуально-политические темы. Свои лучшие произведения он создал, когда редактировал отдел фельетона «Новой рейнской газеты», в к-рой поэтически обрабатывал основные мысли передовиц Маркса. Маркс и Энгельс всегда считали В.поэтом партии коммунистов; его стихи наряду со стихами Фрейлиграта в этой же газете принадлежат к лучшему, что создано в этой области революцией 1848. Поэзия В. часто напоминает своим юмором, сатирой и приемами Гейне. Отличаясь реалистическим тоном, она не теряет звучности и простоты народной песни. Некоторыми своими чертами В. даже превосходит Фрейлиграта, Гервега и Гейне: из всех ранних социалистических поэтов только Веерт хорошо разбирался в экономических вопросах и усвоил материалистическое понимание истории.
Его образ рабочего гораздо ближе к современному классово-сознательному пролетарию, нежели аналогичные образы у названных трех поэтов. Творчество Веерта, более чем творчество какого-либо иного поэта эпохи раннего социализма, заслуживает имени пролетарского. Энгельс недаром называет Веерта «первым и самым значительным поэтом немецкого пролетариата».Библиография:
I. Стихи и рассказы в «Kolnische Zeitung» (1843-1848); «Deutsches Burgerbuch» (1845); «Gesellschaftsspiegel» (1845-1847); «Rheinische Jahrbucher» (1845-1846); «Deutsche Brusseler Zeitung» (1847).
II. Puttmann H., Originalpoesien, 1847 (7 стихотворений) и др.; Engels F., G. Weerth, «Social-Demokrat», Zurich, № 24, 1883; Georg Weerth, «Lippischer Landes-Kalender», Detmold, 1926; Schiller F. P., Beitrage zur Geschichte der deutschen sozialistischen Dichtung im 19 Jahrhundert, «Wolgadeutsches Schulblatt», 1929. .