Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - вьеле-гриффэн

Вьеле-гриффэн

ВЬЕЛЕ-ГРИФФЭН Франсис (Francis Viele-Griffin, 1864-) французский поэт-символист; сын генерала. Был учеником Маллармэ. В своих критических статьях, и особенно в своем художественном творчестве, В.-Г. поборник так наз. «свободного стиха», процветавшего в 90-х годах во французской поэзии.В основе творчества В.-Г. чистый эстетизм и культ красоты, но в противоположность парнасцам эстетизм В.-Г. не безличен и не «мраморно-холоден»; его основной мотив человеческая личность на фоне природы, сливающаяся с ней и постигающая ее красоту. Культ жизни и вечного искания руководит этой личностью; но В.-Г. ищет только красоты; являясь учеником прерафаэлитов , В.-Г. абсолютно избегает всякого соприкосновения с городской современностью. Возрождение последняя эпоха, к-рую признает В.-Г.; действие же его поэм почти всегда вне времени и пространства. Античные мифы, греческая лирика, сказания Эдды, рыцарские предания, французский фольклор, оказавший немалое влияние на В.-Г., служат ему только поводом для развертывания своего эстетического восприятия мира. Стиль его произведений можно определить как песенный; наряду с яркими декоративными эпитетами и описаниями всюду выступает декламационно-лирический, напевный элемент; новаторство В.

-Г. не носит узко формального характера, как у Г. Кана; его «свободный стих» просто преодоление песенностью границ традиционной поэтики; у В.-Г. обычны строфические тирады, рифмованные, написанные приблизительно равными стихами (или меняющимся, в зависимости от эмоционального характера стиха, ритмом). Немало у В.-Г. и вариаций народных песен.

Лучшее его произведение «La Chevauchee dYeldis», переведенная на русский яз. Н. Гумилевым (Кавалькада Изольды, «Северные записки», 1914, январь, стр. 58), где основной мотив погоня нескольких людей за Красотой в образе женщины как бы передает сущность творчества В.-Г. Его чистый эстетизм вне времени и пространства мировоззрение утонченных интеллигентов, для к-рых их среда и их занятия, довлея себе, выше общественности и современности.

Это течение символизма, к-рое можно назвать неоромантическим, вскоре вытесняется веяниями урбанизма . В.-Г. переводили: В. Я. Брюсов, И. И. Тхоржевский («Французские поэты», 1910) и М. Волошин.

Библиография:

I. Главнейшие произведения: сборники стихов «Cueilles d’Avril» (Апрельский сбор), Р., 1887; «La Clarte de la Vie» (Сияние жизни), P., 1897; «La Partenza» (по-итал. «Отправление»), Р., 1906; «Plus loin» (Дальше), Р., 1906; «Les Voix dIonie» (Ионийские голоса), Р., 1914; «Couronne, offerte a la muse romaine» (Венец, преподнесенный римской музе), Р., 1922; «Le Domaine Royal» (Королевский удел), Р., 1923. Поэмы и драматические поэмы: La Chevauchee dYeldis (Кавалькада Изольды), P., 1893, 1-е изд., 1892; Swanhilde, 1893; La lgende ailee de Wieland le Forgeron (Крылатая легенда о кузнеце Виланде из Эдды), Р., 1900; Sapho, P., 1911; Bellerophon, P., 1912; Le Livre des Reines (Книга королев), P., 1925. Собр. сочин. В.-Г. издано в 4-х тт., Р. (1924-1928) изд-вом «Mercure de France».

II. Orliac A., Fr. Viele-Griffin, «Mercure de France», t. CLXXXVIII, P., 1926; de Miomandre Fr., Figures dhier et daujourdhui, P., 1911; статьи в журнале «Весы», M., 1906 и 1908; Реми де Гурмон, Книга масок (русск. перев. СПБ., 1913). .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины