«ВЕСЫ» «научно-литературный и критико-библиографический ежемесячник», выходивший в Москве в книгоиздательстве «Скорпион» с января 1904
по декабрь 1909 включительно. Редактором-издателем его бессменно был С. А. Поляков. Одним из ближайших руководителей журнала был Валерий
Брюсов, особенно в первые годы его издания. Главными сотрудниками с самого начала являлись: Андрей
Белый, Вячеслав Иванов, К.
Бальмонт, В. Розанов, Макс.
Волошин, Д.
Мережковский, Н.
Минский, Федор Сологуб, Александр Блок, позднее З. Гиппиус и она же под псевдонимом Антона Крайнего в качестве
критика, М.
Кузмин, Эллис и др. Кроме того сотрудничали: Н.
Гумилев, Ю.
Балтрушайтис, Ю.
Верховский, С.
Городецкий, Борис
Садовской, Ив.
Рукавишников, Евг.
Тарасов, Вс. Мейерхольд, Сергей Соловьев и многие другие, не считая многочисленных иностранных сотрудников. Инициаторы «ежемесячника» хотели создать в России чисто критический журнал по образцу западных изданий такого рода («Athenaeum», «Mercure de France», «Literarisches Echo»),
но с конца 1905 в нем начали помещать беллетристику, и так. обр. он превратился в журнал обычного у нас типа. Идейно «В.» были боевым органом символизма в его различных ответвлениях. Сама
редакция очень верно определила роль журнала как некоторого «шлюза», помогающего преодолению «мертвящего влияния материализма в искусстве» и поддерживающего «неразрывную связь с областями мистики, метафизики и религии» (№ 12 за 1909, обращение «К читателю»).
По признанию самой редакции, «В.» в лице сотрудников совмещали «крайний эстетизм» раннего Бальмонта, «индивидуалистические созерцания» Брюсова, «универсальный дионисизм» Вяч. Иванова, «подчеркнутый мистицизм» З. Гиппиус, «романтические стремления» Блока, «синтетическое ницшеанство» А. Белого и «крайний бодлеризм» Эллиса.
Если присоединить сюда мистику пола В. Розанова и религию Мережковского, то физиономия журнала определяется вполне. В качестве органа русского декаданса «В.» выступали с попытками критики марксизма (ст. Корнея Чуковского «Циферблат г. Бельтова», № 2 за 1906). Как орган художественных и религиозных исканий буржуазной интеллигенции «В.
» имели своих предшественников («Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь») и эпигонов («Золотое руно», «Аполлон») и являются богатейшим источником для изучения этих исканий благодаря целому ряду основных и боевых статей виднейших представителей различных течений символизма в пору высшего его расцвета и обширной библиографии по всем литературам.
Библиография: Чулков Георгий, «Весы», «Аполлон», № 7, 1910; Кузмин М., Художественная проза «Весов», «Аполлон», № 9, 1910; Гумилев Н., Поэзия в «Весах», там же. См. также ежегодные указатели в «В ». .