Литературная энциклопедия - видения
Связанные словари
Видения
), после чего В. начинают массами появляться в церковной литературе всех европейских стран.До XII в. все В. (кроме скандинавских) написаны по-латыни, с XII в. появляются переводные, а с XIII оригинальные В. на народных яз. Наиболее законченная форма В. представлена в латинской поэзии духовенства: жанр этот по своим истокам тесно связан с канонической и апокрифической религиозной литературой и близок к церковной проповеди.
Редакторы Видений (они всегда из среды духовенства и их надо отличать от самого «ясновидца») пользовались случаем от имени «высшей силы», пославшей В., пропагандировать свои политические взгляды или обрушиться на личных врагов. Возникают и чисто фиктивные В. злободневные памфлеты (напр.Видение Карла Великого, Карла III и др.).Однако уже с X в. форма и содержание В. вызывают протест, идущий часто от деклассированных слоев самого духовенства (нищих клириков и школяров-голиардов). Протест этот выливается в пародические В. С другой стороны, формой В. овладевает куртуазная рыцарская поэзия на народных языках: В. приобретает здесь новое содержание, становясь обрамлением любовно-дидактической аллегории, таковы напр.
«Fabliau dou dieu d’Amour» (Повесть о боге любви), «Venus la deesse damors» (Венера богиня любви) и наконец энциклопедия куртуазной любви знаменитый «Roman de la Rose» (Роман Розы, см.) Гильома де Лорриса.Новое содержание вкладывает в форму В. «третье сословие». Так продолжатель незаконченного романа Гильома де Лорриса, Жеан Клопинель из Мёна, превращает изысканную аллегорию своего предшественника в тяжеловесное сочетание дидактики и сатиры, острие которой направлено против отсутствия «равенства», против несправедливых привилегий аристократии и против «разбойничьей» королевской власти (см. Роман Розы). Не менее ярко выражены настроения «третьего сословия» в знаменитом «В. о Петре-пахаре» Ленглэнда , сыгравшем агитационную роль в английской крестьянской революции XIV в. Но в отличие от Жеан де Мён, представителя экономически-прогрессивной городской части «третьего сословия», Ленглэнд идеолог экономически отсталого крестьянства обращает свой взор к идеализированному прошлому, мечтая об уничтожении капиталистов-ростовщиков.Как законченный самостоятельный жанр В. характерны для средневековой литературы. Но как мотив форма В. продолжает существовать и в литератураx нового времени, являясь особенно благоприятной для введения сатиры и дидактики, с одной стороны, фантастики с другой (напр. «Тьма» Байрона).Библиография:Веселовский Ал-др, Данте и символическая поэзия католичества, Собр. сочин., т. III, СПБ., 1908-1913; Manitius M., Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters (библ.), Munchen, 1911. .