Литературная энциклопедия - вильденбрух
Связанные словари
Вильденбрух
ВИЛЬДЕНБРУХ Эрнст, фон (Ernst von Wildenbruch, 1845-1909) немецкий драматург и поэт, отпрыск древнего дворянского рода, прусский офицер, юрист и дипломат. Участвовал в франко-прусской войне, которую воспел в поэмах «Vionville» (1874) и «Sedan» (1875); автор сборников стихов «Die Sohne der Sybillen und Nornen» (1872), где противопоставляются романская и германская расы, «Lieder und Balladen» (1877) и др.
Но основной своей задачей В. считал создание новой национальной драмы. Первый крупный успех имели его «Karolinger» (1882), затем «Mennonit» (1882), «Harold» и «Christopher Marlow» (1884). Наиболее известны его «исторические» драмы, с сюжетами, почерпнутыми из истории Бранденбурга (Пруссии), прославлявшие династию Гогенцоллернов («Die Quitzows», 1888; «Der Generalfeldoberst», 1889 г.и «Der neue Herr», 1891). С развитием натурализма В. принялся за социальные темы; в «Die Haubenlerche» фабрикант проповедует социальные реформы, однако осуществление их составляет задачу не общества или государства, но отдельного человека, и они должны сводиться к развитию национального самосознания «народных» масс. В «Meister Balzer» дана картина гибели ремесленного искусства, вытесненного фабричным производством.
Но В. чувствовал, что натурализм и социальные проблемы современности враждебны его мировоззрению: он написал жестокую, но неудачную сатиру на натурализм сказочную «Heiliges Lachen», а также пытался противопоставить натурализму античность («Meister von Tanagra»). Под конец В. снова возвращается к «исторической» драме («Heinrich und Heinrichs Geschlecht», 1896; «Tochter des Erasmus», 1900; «Konig Laurin»; «Die Rabensteinerin», 1907 и др.). В. яркий представитель прусского юнкерства (типа Бисмарка), выражающий с крикливым пафосом идеологию помещика, ставшего капиталистическим предпринимателем. Почти для всех своих драм В. берет сюжеты из «трудных времен отечественной истории» (тридцатилетняя война, войны 1806 и 1813 и т. д.).Ось творчества В. союз «народа с князьями», являющимися, по мнению автора, носителями национальной идеи, возвещающими величие Пруссии. «Историческими» его драмы можно назвать лишь условно, так как их действие определено целями национал-шовинистской и монархической пропаганды и развертывается не на основе динамики исторических, классовых или др. факторов изображаемой эпохи, а под углом зрения прусского юнкера конца XIX века. В формально-художественном отношении В. удавались лишь массовые народные сцены, но в целом он не справлялся с материалом. В. написал также ряд романов и новелл («Novellen», 1883; «Kindertranen», 1884 и др.).Библиография:
I. На русск. яз. переведено: Еще одна, Повесть, журн. «Изящная литература», СПБ., 1884; Две розы, Сказка, журн. «Северный вестник», 1885, IV; Жертва признания, перев. Э. Ватсон, СПБ., 1888; Франческа да-Римини, Повесть, СПБ., 1894; Werke, 17 тт., с биограф., изд. B. Litzmann, 1911-1924; Auswahl, 4 Bde, Augs., 1923.
II. Фриче B. M., Немецкие писатели и франко-прусская война, журн. «Голос минувшего», 1915, II; Rohr, Wildenbruch als Dramatiker, 1908; Litzmann Berth., E. von Wildenbruch, 2 Bde, 1913-1916. .