Литературная энциклопедия - вилье де лиль адан
Связанные словари
Вилье де лиль адан
В. принадлежал вместе с Верленом и Маллармэ к той ветви Парнаса , которая примкнула впоследствии к символизму; особенно близко стоял В. к Барбэ дОревильи . Все творчество В., все его мировоззрение живое отражение протеста против нового экономического уклада, против власти денег над каждым жизненным шагом человека, над всеми его помыслами и желаниями, к-рая так неприкрыто проявилась, когда во Франции пришла к власти буржуазия, и в особенности когда началась горячка роста крупной индустрии и банков, т.
е. в период конца Второй империи и начала Третьей республики, в 60-е, 70-е гг. и в начале 80-х. Землевладельческая аристократия, сметаемая с общественной арены, могла лишь с ненавистью отнестись к новому строю. Сам же В. проникся ненавистью также и к культурным достижениям своей эпохи к росту техники и положительного знания; ему чудилось, что они в грядущем превратят человека в машину; он язвительно высмеял это превращение в «Eve future» и во многих новеллах, проникнутых глубокой иронией.Выходом для В. явилось мистическое миросозерцание, превознесение ирреального над реальным. И этим определяется его художественная направленность мистика в условиях буржуазной современности. Два мистических течения владели В.: католицизм и оккультизм. Большое влияние на философские воззрения В. оказал Шопенгауэр с его пессимизмом и отрицанием жизни.
В новеллах В. ирония является основным моментом в трактовке современных тем. «Жестокость» мотив бессмысленного, немотивированного страдания определяет собой тон вообще всех сборников В. Поистине бессмысленными и немотивированными представлялись ему страдания той общественной группы, к которой он принадлежал, в условиях нового строя. Многие из новелл В. отражают его оккультные тенденции и построены по принципу ирреалистической новеллы Эдгара По, оказавшего громадное влияние на творчество В.: под внешней, якобы реальной, сюжетной концепцией скрывается оккультная сущность сюжета; несмотря на возможность реального объяснения, факты сгруппированы так, чтобы заставить читателя не верить реальному объяснению.Сущность своей поэтики В. сам определил в словах: «если бы я не был парнасцем, я бы был классиком среди романтиков». И В., так часто разрабатывающий, подобно Э. По и Барбэ дОревильи, «новеллу ужасов», строит ее логически и лаконически; именно этим, а не нагромождением кошмаров, достигается то почти патологическое воздействие, которое новеллы В.
производят на читателя. Влияние В. в мировой литературе очень значительно: особенно сказалось оно в 10-х и 20-х годах XX в. у писателей ирреального склада, типа Мак-Орлана во Франции, Г. Г. Эверса и Мейринка в Германии. К писательской группе, к-рая в 80-х гг. примкнула к В., относятся: Гюисманс, Э. Элло, Л. Блуа, Пеладан.Библиография:
I. Полное собр. сочин. В. изд. в 1922-1925 «Mercure de France»; на русск. яз. переведены: Тайны эшафота, из сб. «LAmour supreme», M., 1902; Жестокие рассказы, СПБ., 1909, 1912; Новые жестокие рассказы, М., 1911.
II. Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; Гурмон Реми, де, Книга масок, русск. перев., СПБ., 1913; Волошин Макс., Лики творчества, СПБ., 1914 (наиболее полная из русских работ о В.); Mallarme S., Les miens, P., 1892; Gide Andre, Pretextes, P., 1905 и 1925; Chapoutot H., Villiers de l Isle Adam, P., 1908; Rougemont E., de, Villiers de l Isle Adam, P., 1910; Clerget F., Villiers de l Isle Adam, P., 1913; Vander Meulen, Lidealisme de Villiers de l Isle Adam, P., 1925; Palgen R., Villiers de l Isle Adam, auteur dramatique, 1925; Drougard E., «LIntersigne» de Villiers de l Isle Adam, Histoire du texte («Revue dhist. litt. de la France», P., 1927, № 1). .