Литературная энциклопедия - выспянский
Связанные словари
Выспянский
Отличаясь болезненно развитым чувством патриотизма, В. сочувствовал социализму и прошел в свое время в краковскую городскую думу по социалистическому списку. В его творчестве однако не было и следа социалистического мировоззрения. В. воспринимал предреволюционную атмосферу прежде всего в свете национальных воспоминаний и надежд.
Но окружавшая его непосредственно мещанская среда резко противоречила этому умонастроению и колебала его надежды. В. не мог верить в то, что господствующие классы способны будут когда-либо выступить на борьбу против разделивших Польшу правительств, хотя бы и во имя национального долга. Поэтому фоном его творчества был глубокий скептицизм и чувство горькой обиды: поколения до него не сумели сохранить национального государства.
Миросозерцание В. было глубоко трагическим, напоминая собой идею рока в античной драме. Большая часть его произведений драмы на темы, заимствованные из жизни гомеровской Греции; таковы «Мелеагр», «Протезилас и Лаодамия», «Ахиллеида», «Возвращение Одиссея». Во всех этих драмах гибель героев предрешена роковым образом с самого начала.
Но чем дальше, тем более «рок» находит свое объяснение в психике героев. И трагический финал объясняется уже слабохарактерностью самих героев, отсутствием у них веры в осуществимость собственных стремлений. В исторических драмах это проявляется всего сильнее. Характерной в этом смысле является ранняя драма В. «Варшавянка». Выступающий здесь диктатор Хлопицкий (действие происходит в дни ноябрьского восстания в Польше 1830), несмотря на то, что сам не верит в победу, посылает на верную гибель бойцов.
Никому ненужная смерть их производит особенно трагическое впечатление. На этот же мотив написана и драма «Ноябрьская ночь», где тот же диктатор Хлопицкий в потрясающей сцене с Палладой-Афиной проигрывает в карты свою победу.Дряхлость польской шляхетчины, ее неспособность защитить свое национальное государство, ее капитуляция перед борьбой находит в этих произведениях сильное, сгущенное фантастической символикой выражение. Еще более сгущены драмы В. из современной жизни, к-рые не всегда были патриотическими. Так в драме «Проклятие», героем которой выступает простой священник, крестьянский сын бросает вызов католической церкви.
Здесь дана трагедия священника, принужденного своим саном к безбрачию, но полюбившего женщину и имевшего от нее детей. Округа поражена засухой, и любовница священника, к-рую крестьяне клянут как причину гнева божьего, восходит вместе с детьми добровольно на костер, после чего и ксендз бросается в огонь. Это потрясающее произведение, под влиянием духовенства, неоднократно запрещалось цензурой к постановке. В параллель с этой драмой Выспянским написана пьеса из еврейской жизни «Судьи», где ростовщик-шинкарь, чувствовавший себя неуязвимым за стеной религиозности, жестоко карается роком за свои грабительские дела: он теряет любимого сына, а другой его сын становится убийцей.Больше всего пользовались популярностью у современников Выспянского его драмы «Свадьба» и «Освобождение». В первой из них В. факт реальной свадьбы поэта Рыделя и дочери крестьянина в селе Броновицах под Краковом возводит в легенду. По пьесе, во время свадьбы происходит братание панов с «хлопами» и создается атмосфера какого-то особого национального возбуждения.
Перед гостями проходят в виде призраков символы мечтаний или угрызений совести. Неожиданно появляется повстанец лирник, исторический Верныгора, и призывает к оружию. Хозяин дома посылает деревенского парня Яська оповестить все окрестные деревни о часе восстания. Между тем показывается фантастический символ «Хохол», соломенный чехол, к-рым окутан на зиму розовый куст в саду, и убаюкивает свадебных гостей своей игрой на скрипке; гости пускаются в пляс, от к-рого их уже не может отвлечь Ясек, вернувшийся во главе вооруженных крестьян.
Весь патриотический порыв рассеивается, как дым. В драме «Освобождение» В. резко выступает против подмены патриотической литературщиной той национальной борьбы, к-рая была его мечтой. В этой драме В. дает два образа Мицкевича : реального Мицкевича неутомимого борца за независимость (под именем Конрада героя Мицкевича) и Мицкевича-гения, мистическую пародию, какую сделали из него, по мнению В.
, современники, предпочитающие романтическую фразу живому делу. Мицкевич-гений появляется в виде медной статуи, увенчанной лавром, и уводит с факелом в руках всех присутствующих на сцене, овладев их душами, в склепы вавельских гробов. Но Конрад вышибает факел из рук Гения-статуи и заставляет его скрыться, призывая присутствующих к борьбе.Конрад побеждает. Но затем все участники представления переодеваются, разбирают кулисы, и Конрад убеждается в том, что его победа свершилась лишь на театральных подмостках. Здесь вскрывается глубокая неудовлетворенность Выспянского, возмущенного тем, что на его призывы к борьбе современники отвечали лишь аплодисментами. Она нашла свое отражение и в некоторых очень сильных лирических стихотворениях поэта.
Творчество Выспянского представляет собой своеобразное сочетание элементов классической трагедии и радикально-патриотических мотивов.
Библиография:
I. Русские переводы: Варшавянка, М., 1906; Мелеагр, «Сборник молодой Польши», 1907; Судьи, перев. со вступ. статьей В. Высоцкого, М., 1909; Протезилас и Лаодамия, «Сборник драм», перев.
Т. Л. Щепкиной-Куперник, 1911; Legenda, Краков, 1898 (2-е переработанное издание, 1904); Meleager, 1898; Warszawianka, 1898; Protesilas i Laodamia, 1899; Lelewel, 1899; Klatwa, 1899; Boleslaw Smialy (rapsod), 1900; Kazimierz Wielki, 1900; Legjon, 1900; Wesele, 1901; Wyzwolenie, 1903; Boleslaw Smialy, 1903; Achilleis, 1903; Akropolis, 1904; Noc listopadowa, 1904; The tragical history of Hamlet, 1905; Skalka, 1907; Gud, 1907; Powrot Odysa, 1907; Sedziouscie, 1907; Daniel, 1808.
II. Высоцкий В., статья в «Аполлоне», № 7, 1911; Kotarbinski Josef, Pogrobowiec romantyzmu, Варшава, 1900; Potocki Antoni, St.
Wyspianski, Львов, 1902; Breozowski Stan., St. Wyspianski jako poeta, Варшава, 1903; Niemojewski Andrzej, St. Wyspianski, Варшава, 1903; Grymala-Siedlecki Adam, Wyspianski, Cecny i elementy jego tworczoci, Краков, 1909; Bolek Franciszek, Narod i lud w dzielach Wyspianskiego, 1912. .