Литературная энциклопедия - зевс
Связанные словари
Зевс
, орел его вестник. Культ З. был занесен в Грецию вторгшимися в нее с севера завоевателями и в силу этого приобрел первенствующее значение, вытесняя одни культы и устанавливая многообразные связи с другими, гл. обр. с культами божеств земли. Эти процессы оформились в миф о том, как З. сменил своего отца Кроноса, проглатывавшего рождавшихся у него детей из боязни потерять власть; спасенный матерью, Реей, при помощи хитрости, он отнял власть у Кроноса и освободил своих братьев и сестер, томившихся в желудке отца; другие мифы рассказывали о борьбе, к-рую З.
должен был вести против древних божеств титанов и детей Земли гигантов; многие богини были поставлены в родственную связь с З. в виде его жен (Гера, Лето и др.), детей и т. д. Сопровождая завоевателей, с к-рыми связано образование эллинских государств исторической эпохи, З.был главным божеством раннего греческого феодализма, блюстителем социальных установлений, права и нравственности. Все элементы греческой общественности, ее учреждения и идеологические основы находились под непосредственным покровительством З.; он охранял политическую самостоятельность государств и способствовал победам на войне.
Аристократические роды возводили к З. свое происхождение, что породило многочисленные мифы о сочетаниях З. с смертными женщинами, и идеологи раннего феодализма, творцы эпических песен, распространяли эти мифы, равно как и самую религию З., по всем областям Греции. В эпической поэзии выработалось ставшее каноническим для всей позднейшей лит-ры представление об олимпийских богах, которыми правит могучий З.
«отец людей и богов»; так, у Гомера З. управляет весьма строптивым семейством богов как первый среди равных, в силу своего большего могущества, наподобие царей эпохи феодализма; как и земные цари, он подвержен многочисленным слабостям и страстям, и воля З. не всегда совпадает с путями Рока. Начало распада феодализма и обострение классовой борьбы, потребовавшее обновления аристократической идеологии (религия «сына» З. Аполлона ), выдвинуло на первый план этические стороны З. как блюстителя попираемой «справедливости» в смысле примирения классовых противоречий (особенно ярко в поэзии беотийского крестьянина Гезиода ), укрепляя тем самым веру во всемогущество З. (лирика эпох социальных переворотов VII-VI веков Архилох, Алкей, Солон).В руководимой крупными собственниками консервативной афинской демократии первой половины V в. идеологическое обновление религии З. стремится итти в уровень с рационалистической критикой мифов и многобожия, исходящей из торговых городов Ионии, и с мистическими устремлениями религии Диониса : вокруг З. концентрируются монотеистические представления.
У Эсхила З. присущи атрибуты всемогущества, всеведения и премудрости; он источник власти всех прочих богов. Противоречие между концепцией этического монотеизма и земной несправедливостью, равно как и древними мифами о З., Эсхил пытается разрешить в трагедиях о Прометее : в «Прикованном Прометее» дается жестокая критика деспотического правления З. («Зевс-тиран»), но в (недошедшем) «Освобожденном Прометее» конфликт разрешался повидимому в духе эсхиловского принципа «познания страданием»: Прометей примирялся с З. Трилогия «Орестейя» также заканчивается торжеством этических принципов религии Зевса. Аналогичные тенденции наблюдаются у Пиндара и Софокла и находят воплощение в статуе З. в Олимпии работы Фидия (ок. 448). С окончательным разложением древнегреческой общественности в IV веке религия Зевса теряет идеологическое значение. В эллинистических монархиях вводится культ царей, и в философской утопии Эвгемера Зевс изображается одним из обожествленных царей седой древности, а Каллимах пишет гимн З., придавая ему облик Птоломея II. Зевс начинает играть роль комической фигуры героя бесчисленных любовных похождений, совершаемых тайно от ревнивой жены, бессильного владыки мира (Лукиан). Лишь стоики пытаются использовать имя З. для идеи божественного мирового закона, и из этой концепции исходит Вергилий в своем образе Юпитера. Стоический образ З., преломившись в философии неоплатоников, повлиял на христианскую концепцию божества (между образами З. и Христа наблюдается и иконографическая преемственность), и Данте руководился правильным чутьем, называя Христа «распятым Юпитером» (Giove crocifissa). В лит-ре нового времени З. (Юпитер) используется чаще всего в комическом плане (многочисленные «перелицовки» Вергилия, «Война богов» Парни, шутливая поэзия XVIII-XIX веков и т. п.); в трактовках мифа о Прометее (Гёте, Байрон, Шелли) Зевс неизменно противополагается Прометею как притеснитель человечества, как сила, враждебная личной и общественной свободе.Библиография:Diels, Zeus, «Archiv f. Religionswissenschaft», B. XXII; Wilamowitz, Zeus, Bibliothek Warburg, Vortrage, 1923-1924. .