Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - жансемин

Жансемин

ЖАНСЕМИН Жаку (Jaquou Jansemin на гасконском диалекте; Jaussemin Жаусемин на лит-ом провансальском яз.; Jasmin Jacques Жасмэн Жак по-французски, 1798-1864) провансальский поэт-ремесленник, писавший на гасконском наречии, по профессии цирульник, живший в г. Ажене. Непосредственный предшественник фелибров .Внук нищего, сын горбуна-портного и калеки-матери, обремененных многочисленным потомством, Ж. в раннем детстве сопутствовал отцу, когда тот отправлялся на свой «отхожий промысел» бродячего певца-импровизатора. Пробыв некоторое время в семинарии, Ж. становится парикмахером. К этому времени относят его первые поэтические опыты. После ряда неудачных попыток поэт находит себя в сентиментальной, мелодраматической народно-бытовой поэме, в к-рой достигает, путем величайшего напряжения творческих сил, высокого, изумительного подчас совершенства (драматичность, разнообразие ритмов, мелодика, красочность, словарь).

Он очищает свой гасконский язык от наслоений французского, укрепляет в нем сочный, заимствованный у местного крестьянства лексикон и обогащает его естественным словотворчеством по аналогии.Наиболее цветущая пора творчества Ж. приходится на 30-е и 40-е гг., эпоху между Июльской и Февральской революциями, насыщенную организационными и идеологическими исканиями французских трудящихся масс.

Эти искания нашли себе, в частности, выражение в появлении ряда поэтов из среды рабочих и ремесленников. На юге Франции эти поэты были первыми пионерами литературного провансальского яз. в его новой, народной форме (Шарль Понси , Луи Пелабон, Луи Астуэн, Жан Ребуль ). Они писали на различных «патуа», местных диалектах. Самым выдающимся представителем этой ремесленнически-рабочей poesie patoise был Ж.В 1830 появляется поэтическая семейная хроника Ж. «Mous Soubenis» (Мои воспоминания), высокохудожественная поэма нищего детства. В 1836 он печатает «Abuglo de Castel Cuillie» (Слепая из Кастель-Кулье), в связи с к-рой Ламартин его назвал «Гомером пролетариев» (Лонгфелло мастерски перевел ее на английский яз.). В 1842 его поэма «Франсунето» сельская драма из эпохи религиозных войн была восторженно встречена как Тулузской академией, так и тулузскими рабочими. В 1845 появляется его «Martro l’Inoucento» (Марта Юродивая), история юродивой нищенки. За ней следует «Lous dus bessous» (Два близнеца), новая трактовка старого сюжета о братьях-соперниках, в духе взаимной любви и самопожертвования.

В ответ на выступление одного из своих покровителей с указаниями на обреченность гасконского наречия Ж. выступает с горячей отповедью «Г-ну депутату-министру Лафону, осудившему наш гасконский язык на смерть». В ней он формулировал настроение трудовых масс южной Франции в отношении родного яз.: A co’s la lengo del Trabal (это яз. труда), в отличие от французского яз.

la lengo des Moussus (языка господ).Ж. подчеркивает в своих стихах, что он «остается всегда весел и беден». Но на деле поэт с годами меняется. Своим происхождением связанный с провинциальным люмпенпролетариатом, по своей профессии, в известной мере с личным услужением и торговлей мелкой парфюмерией, Жансемин рано подпадает под влияние духовенства.

Он начинает воспевать «духовный подвиг» и «Caritat» (милосердие), благотворение, как панацею от общественных зол, в его представлении к тому же тесно связанную с религией. С другой стороны, Ж. делает из своих стихов предмет торговли «сувенирами» для знатных туристов и любителей экзотики. Свои сборники он нарочито называет «Papillotos» (Папильотки), подчеркивает, что они составлены «куафером» и приводит о них лестные отзывы.

Церковь, высокопоставленные покровители, академики и власти содействуют его успехам. Сколотивши капиталец, Ж. становится собственником, обзаводится усадьбой с виноградником и плодовым садом (1845). «Ma Bigno» (Мой виноградник) лебединая песнь его поэтического творчества. Это гимн сельской собственности, почившей на лаврах былого труда, гимн тихой житейской пристани, обрамленной покойным пейзажем.

Теперь он становится проводником охранительных идей. В «Моем винограднике» и в «Городе и деревне» (Bilo e Campagno) Ж. удерживает крестьянство от тяги в город, зараженный «новым духом», и призывает крестьянство покрепче сесть на землю. С гордостью он называет свою музу «хуторянкой», с гордостью отмечает, что первый из нищенского рода включен в списки налогоплательщиков стал цензовиком в монархии ценза.

В 1847, накануне Февральской революции 1848, Ж. печатает стихотворение «Богатый и бедный» с подзаголовком «Лжепророки», где обрушивается на тех, кто призывает к революции или сигнализирует ее приближение, и где пытается примирить социальные противоречия филантропией. После Февральской революции творчество Ж. иссякает.Ж. первый крупный народный эпик Франции.

Творчество Ж. имело сильное и непосредственное влияние на Руманиля и Мистраля и на поднятое ими движение фелибров, стремившихся к возрождению провансальского лит-ого яз. в его новой народной форме.

Библиография:

I. Las Papillotes de Jasmin, coiffur, I-IV, Agen P., 1835-1863; Jasmin Jacques, Ouvres completes, P., 1889.

II. Lavergne Leonce, Francounetto, poeme par Jasmin, «Revue des Deux Mondes», 1842, t.

I; Labitte Ch., Marthe la Folle, poeme par Jasmin (в том же журнале), 1845, t. II; Mazade Charles, Les Deux Jumeaux, par Jasmin (в том же журнале), 1846, t. IV; Sainte-Beuve С.-A., Jasmin, «Portraits contemporains», v. II, P., 1852; Его же, Jasmin, «Causeries du Lundi», v. IV, P., 1859; Treveret, Le poete Jasmin, «Rec. Acad. Bordeaux», 1866; Rabin Leon, Jasmin, sa vie et ses Ouvres, P., 1867; Montrond, Jasmin, poete d’Agen, P., 1867; Andrieux J., Jasmin et son Ouvre, P., 1882; Ripert Emile, La Renaissance provencale, P. Aix, 1918, pp. 334-347; Соловьев С.

В., Очерки из истории новой французской и провансальской литературы, СПБ., 1914, стр. 207-219. См. также: Longfellow, Poetical Works. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины