Литературная энциклопедия - зиновьева-аннибал
Связанные словари
Зиновьева-аннибал
ЗИНОВЬЕВА-АННИБАЛ Лидия Дмитриевна (?-1907) русская писательница эпохи символизма.Расцвет ее творчества относится к 900-м гг. Вместе с мужем своим, Вячеславом Ивановым, она принимала живейшее участие в жизни лит-ых салонов того времени.З. типичная представительница разлагающегося дворянства, нисходящего класса, беспомощно цепляющегося за свое паразитическое существование.
С наслаждением копаясь в психопатологии («Чудище», «Журинька»), З. своими героями избирает истерических детей-подростков. Любимые образы ее характеризуются глубоким отвращением к труду: «Я не понимаю, отчего человек должен работать? Я не люблю работы. К чему себя обманывать? Но, если нужно работать, покорюсь конечно так же, как покорюсь боли и смерти» («Тридцать три урода»). Этот индивидуализм паразита-дворянина перерастает у З. в уродливый эгоцентризм. Рисуя будущую жизнь, писательница мечтает о том, что все усилия людей будут к тому только и направлены, чтобы «рамочки выстроить, такие рамочки, как напр. восковые соты, чтобы никто в своей сотинке другому в его сотинке не вредил, и тогда будет общественное благополучие и каждому в своей сотинке свобода» («Нет»).В жестокие годы торжества реакции после поражения революции 1905 писательница занимается мистическим самоуглублением, уходит от пугающей ее действительности в мир эротических грез и иллюзий, доходящих до садизма (повесть «Тридцать три урода», «Кольца»), в мир оккультных бредней и мистических экстазов.
Библиография:
I.
Кольца, Драма в 3 д., М., 1904; Трагический зверинец, Рассказы, М., 1907; Тридцать три урода, Повесть, СПБ., 1907; Нет!, Рассказы, посмертное изд. под ред. Вяч. Иванова, изд. «Алконост», П., 1918; Тени сна.II. Львов-Рогачевский В. Л., Сатиры и нимфы, «Образование», 1908, кн. I и IV (подпись В. Львов). .