Геологическая энциклопедия - драгоценные и поделочные камни
Связанные словари
Драгоценные и поделочные камни
По особенностям применения и относит. стоимости различают: ювелирные (собственно драгоценные) камни I порядка рубин, изумруд, алмаз, сапфир синий, II порядка александрит, сапфир зелёный, оранжевый и фиолетовый, благородный опал чёрный, благородный жадеит, III порядка демантоид, шпинель, благородный опал белый и огненный, аквамарин, топаз, турмалин, IV порядка хризолит, циркон, кунцит, берилл жёлтый, зелёный и розовый, пироп, альмандин, бирюза, аметист, цитрин, хризопраз; ювелирно-поделочные I порядка лазурит, янтарь, жадеит, нефрит, малахит, чароит, горный хрусталь бесцветный и дымчатый, II порядка агат, амазонит, родонит, гематит-кровавик, эпидот-гранатовые и везувиановые породы; поделочные яшма, мраморный оникс, обсидиан, гагат, кремень рисунчатый, графический пегматит, флюорит, лиственит, змеевик, кварцит цветной и авантюриновый, селенит, цветной мрамор и др. К Д. к. I порядка относят также органоминеральное образование жемчуг.
Ювелирные камни применяются в дорогостоящих изделиях в оправе из благородных металлов. Цена их с учётом индивидуальных особенностей камня зависит от веса в каратах; для жемчуга за единицу расценки принят гран (0,25 кар). Мировые розничные цены на огранённые ювелирные камни высш. качества колеблются от 25 тыс. (I порядок) до 5-50 (IV порядок) амер. долл. за 1 кар. Д. к. I порядка входят в активы Госбанка СССР. Ювелирно-поделочные камни используются в относительно недорогих ювелирногалантерейных изделиях, а также для производства камнерезных художеств. поделок ваз, чаш, пепельниц, шкатулок, столешниц, скульптурных фигурок и т.д. Из П. к. изготавливают более дешёвые изделия. На мировом рынке ювелирно-поделочные камни в сырье или полуфабрикатах (опиленных блоках) оцениваются от 30-150 амер. долл. и более (I порядок) до 5-15, поделочные от 0,1 до 1,5 амер. долл. за 1 кг.
Обработка Д. и п. к. включает распиловку, шлифовку и полировку при помощи алмазной крошки, ультразвуковой и лазерной технологий (см. Огранка). Прозрачным ювелирным камням чаще всего придаётся многогранная форма (фасеточная огранке бриллиантового, ступенчатого и комбинир. типов), а полупрозрачным, непрозрачным и содержащим минеральные включения, создающие эффект многолучевой звезды или "тигрового глаза", сфероидальная (кабошонирование). Полированные камни произвольной формы получают с помощью искусств. окатывания (голтования).
Требования к качеству сырья в СССР утверждены Мин-вом геологии СССР, Мин-вом приборостроения СССР и нек-рыми др. мин-вами. Регламентируются допускаемые дефекты, влияющие на сортность камней (неравномерная и бледная окраска, мелкие или единичные включения, редкие трещины и т.п.), а также миним. размеры в зависимости от вида камня (мм): ювелирных от 1,5 до 4, ювелирно-поделочных от 5 до 150, поделочных от 100 до 150. Качество ряда Д. и п. к. может быть улучшено искусственно, напр. путём тепловой обработки и облучения усиливается или изменяется окраска берилла, топаза, циркона, аметиста, лазурита и др. Блёклые агаты, бирюза и др. микропористые минеральные агрегаты окрашиваются пропитыванием разл. пигментами. Мелкая крошка янтаря и бирюзы поддаётся укрупнению прессованием или цементацией.
Разработана технология синтеза Д. к.: в пром. масштабах выпускаются прозрачные корунды (в т.ч. имитирующие александриты), алюмомагниевая шпинель, изумруд, аметист, а также имитирующие алмаз кристаллы иттрий-алюминиевого и гадолиний-галлиевого гранатов (ИАГ, ГГГ, гранатит), титаната стронция (фабулит), кубич. окиси циркония (фианит) и др. Цены мирового рынка на синтетич. камни в десятки и даже тысячи раз ниже, чем на их природные аналоги, к-рые полностью сохранили своё главенствующее значение. Большая разница в ценах на природные и синтетич. камни повысила значение точной диагностики их природы, для чего используются различия в составе и кол-ве примесей-хромофоров, оптич. константах, микротвёрдости, люминесценции, газово-жидких и твёрдых включениях и т.д.
Выделяют следующие геол.-генетич. типы м-ний Д. и п. к. Эндогенная группа м-ний включает: магматические кимберлиты с алмазом, пиропом и хризолитом, эффузивы основного состава с сапфиром, цирконом, хризолитом, эффузивы кислого состава с обсидианом и яшмовидными фельзитами, габбро-анортозиты с иризирующим лабрадором, пегматит с топазом, бериллом, турмалином, кунцитом, морионом, розовым кварцем, амазонитом, иризирующими полевыми шпатами, графическим пегматитом; гидротермальнометасоматические грейзены с бериллом, магнезиальные скарны с рубином, шпинелью, гроссуляром, лазуритом, нефритом, метасоматиты с изумрудом, александритом, рубином, жадеитом, нефритом, хризолитом, хромдиопсидом, демантоидом; гидротермальные с изумрудом, горным хрусталём (в т.ч. с аметистом), агатом, опалом, мраморным ониксом, гематитом-кровавиком; метаморфогенные с рубином, сапфиром, альмандином, родонитом, яшмой. К экзогенной группе относят диагенетич. м-ния с янтарём и гагатом, кор выветривания с благородным опалом, бирюзой, хризопразом, малахитом, россыпные (аллювиально-делювиальные, делювиальноаллювиальные, аллювиальные, прибрежноморские), древних конгломератов со всеми устойчивыми к выветриванию Д. и п. к. Большинство м-ний Д. и п. к. имеет сложное геол. строение с неравномерным распределением и невысоким содержанием полезного компонента, в связи с чем наиболее ответств. операцией геол.-разведочного процесса является опробование, проводящееся гл. обр. крупнообъёмным валовым способом. На основании геол.-разведочных работ выделяются 3 группы м-ний: с гнездовым, резко неравномерным распределением Д. и п. к. в отд. полостях; с вкрапленным, неравномерным, с участками концентрации; со сплошным прерывистым и непрерывистым. Разведочные и эксплуатац. горн. выработки на м-ниях проходят с огранич. применением ВВ во избежание измельчения ценных минералов.
В СССР создана совр. ювелирная и камнерезная пром-сть, использующая в осн. собственное минеральное сырьё, в т.ч. алмаз, изумруд, топаз, бирюзу, янтарь, лазурит, нефрит, чароит, родонит, а также синтетич. камни (корунд, ИАГ, фианит, аметист). Сырьевые ресурсы Д. и п. к. рассредоточены по многим странам мира (карта).
Осн. поставщиками Д. и п. к. на мировой рынок являются: в Европе СССР (янтарь, топаз), Чехословакия (пироп); в Азии Афганистан (лазурит, кунцит), Бирма (рубин, жадеит), Индия (сапфир, изумруд, альмандин, агат), Иран (бирюза), Китай (бирюза, нефрит), Пакистан (рубин), СССР (алмаз, лазурит, нефрит), Таиланд (сапфир, циркон, рубин), Шри-Ланка (сапфир, рубин, александрит, циркон, шпинель, гроссуляр, лунный камень); Австралия (сапфир, благородный опал, хризопраз, нефрит, родонит); в Африке Ангола (алмаз), Ботсвана (алмаз), Гана (алмаз), Заир (алмаз, малахит), Замбия (изумруд, аметист), Зимбабве (изумруд, аметист), Кения (рубин, гроссуляр), Мадагаскар (берилл, турмалин, циркон, кунцит), Мозамбик (турмалин, берилл, кунцит), Намибия (алмаз), Сьерра-Леоне (алмаз), Танзания (рубин, цоизит), ЮАР (алмаз, пироп, тигровый глаз); в Сев. Америке Канада (нефрит), Мексика (опал, агат), США (бирюза, турмалин, хризолит); в Юж. Америке Бразилия (берилл, топаз, аметист, агат, изумруд), Венесуэла (алмаз), Колумбия (изумруд), Уругвай (агат). Данные о пром. и перспективных запасах Д. и п. к. не публикуются, за редким исключением, из-за слабой геол. изученности м-ний или в интересах сохранения коммерч. тайны. Суммарный объём добычи и междунар. торговли Д. и п. к. за рубежом не поддаётся учёту в связи с широко развитой контрабандой, наличием "чёрного" рынка, поглощающего лучшие камни, реэкспортом, несопоставимостью цен на сырьё и обработанный камень. Общее представление о масштабах коммерч. операций можно составить по офиц. статистич. данным по США, являющимся крупнейшим в мире потребителем Д. и п. к. Импорт в США этих камней, гл. обр. ювелирного алмаза и жемчуга, а также изумруда, рубина, сапфира в 1978 составил 2141 млн. долл. при экспорте 708 млн. долл. Центрами обработки Д. и п. к. за рубежом являются Антверпен, Амстердам, Париж, Тель-Авив, Нью-Йорк, Идар-Оберштайн (ФРГ), Сянган, Джайпур (Индия), Таиланд, Шри-Ланка и Бразилия. В СССР ограночные и камнерезные предприятия находятся в Москве, Ленинграде, Свердловске, Иркутске.
Более подробная информация об отд. Д. к. помещена в статьях Алмаз, Изумруд, Бирюза и др.
Е. Я. Киевленко.Драгоценные и поделочные камни в декоративно-прикладном искусстве. Д. и п. к. издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров, ювелирных украшений, предметов культа, парадного оружия и символов власти. В поселениях позднего палеолита встречаются скребки и наконечники копий из яшмы и горного хрусталя. Для неолита характерно широкое использование кварца, яшм, нефрита, обсидиана, халцедона, оникса и янтаря. Эти камни служили украшениями, из них вырезали амулеты-обереги, фигурки богов. В эпоху бронзы камень стали помещать в металлич. оправу.
В цивилизациях Древнего Востока (в басс. pp. Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг) обработка и использование Д. и п. к. достигли высокого уровня. К кон. 4-го тыс. до н.э. в Шумере находят распространение цилиндрич. печати с геом. узором, вырезанным на агатах и халцедонах. Печати сер. 3-го тыс. до н. э. свидетельство высокого развития камнерезного искусства, на них изображены сцены стр-ва храмов и ритуальных церемоний. Уникальными памятниками ювелирного искусства шумеров являются украшения из захоронения царицы Шубад (сер. 3-го тыс. до н.э.), обнаруженного близ г. Ур (многорядное ожерелье из золотых листьев и бусин из глазурованных паст, сердолика и лазурита). Для изделий из Д. и п. к., выполненных ювелирами и камнерезами Двуречья, характерны декоративность, полихромия и ритмичность сюжетных и орнаментальных композиций. В дальнейшем традиции шумерского искусства оказали непосредственное влияние на культуру Ассирии, Вавилона, Урарту, а также народов, населявших территорию Ирана и скифско-сарматские степи. Ювелирное искусство Египта в период Др. Царства (нач. 3-го тыс. до н.э.) представлено браслетами и фигурками-амулетами из гробниц близ Абидоса и Нагады. Золото этих украшений сочетается с линейным узором из аметистов, лазуритов и бирюзы. В нач. 2-го тыс. до н.э., с захватом терр. Нубии, увеличивается приток Д. и п. к.. Высокого совершенства достигла обработка горного хрусталя и цветных камней, освоены техника огранки кабошонов и "холодной эмали", при к-рой маленькие кусочки цветного камня и цветных стеклянных паст помещали между золотыми перегородками узора. Уравновешенность и ритм композиций, гармония цвета, присущие для искусства Др. Египта, привлекают в нагрудных украшениях с П. к. (лазурит, бирюза, карнеол) из гробниц фараонов Сенусерта II, Сенусерта III и Аменемхета II (кон. 20-19 вв. до ч. э.). Особой утончённостью отделки и высоким техн. совершенством использования отличаются изделия мастеров Нового Царства (16-11 вв. до н.э.). Сокровища гробницы фараона Тутанхамона (14 в. до н.э.) известны прекрасными украшениями из обсидиана, горного хрусталя, голубой и зелёной бирюзы, лазурита, сердолика, амазонита и коралла в сочетании с золотом и многоцветными пастами. Достигла совершенства обработка Д. к. Напр., несмотря на высокую твёрдость изумруда (известен в Др. Египте с 19 в. до н.э.), египтяне могли гравировать его, используя резные камни для перстней.
Богатство и разнообразие Д. и п. к. Индии и соседних с ней стран Юго-Вост. Азии обусловили их раннее и широкое использование в декоративно-прикладном искусстве древних цивилизаций басс. pp. Инд и Ганг. Памятники 3-1-го тыс. до н.э. дают представление о широком использовании и высоком качестве обработки Д. и п. к. в разнообразных ювелирных украшениях: диадемы и венцы, браслеты и накладки на стопу, запястья и сложные набедренные украшения, изобилующие крупными кабошонами камней. В Хараппе одном из древнейших центров индийской цивилизации обнаружен женский пояс (2-я пол. 3-го тыс. до н.э.), сплошь покрытый бусинами красного сердолика, зелёного стеатита, агата, яшм, амазонита, нефрита и афганского лазурита. Обилие цветного камня дополнялось жемчугом и стекловидными пастами. Традиционное для индийских украшений преобладание Д. и п. к. над материалом оправы, связанное с увлечением живописностью и полихромией, в значит. мере определено большим масштабом добычи разнообразных Д. и п. к. на терр. страны. В 8-9 вв. н.э. осваивается огранка Д. к. и их гравирование (предпочтительнее считалась огранка, при к-рой сохранялась б.ч. камня). Примерно в тот же период в украшениях знати начинают использовать рубины и сапфиры из Бирмы и Таиланда, индийские изумруды и алмазы. Часто цветным Д. к. резчики придавали форму многолепестковой розетки. Богатство колористич. решения изделий сочеталось с обилием жемчуга разл. форм и размеров. Несмотря на значит. влияние др. культур для искусства обработки Д. и п. к. Индии и поныне характерно богатство цвета, детализации почти неизменных в веках сложных орнаментальных композиций.
В Китае искусство резьбы по камню известно со 2-го тыс. до н.э. Широко использовались нефрит, издавна почитаемый на В., и разновидности кварца (аметист, раухтопаз, цитрин, морион, "волосатик" и празем). Из нефрита предгорий Куньлуня выточено церемониальное оружие с гравированным узором (ножи, топорики) времени династии Инь (16-11 вв. до н.э.). Камнерезное искусство 3-2 вв. до н.э. представлено коллекцией нефритовых изделий из погребений знати династии Хань. Для них характерны условность форм и стилизованный геом. орнамент. Вплоть до 11 в. в ювелирном искусстве Китая сильно влияние инд. и иран. мотивов. Средневековые резчики Китая в изысканных формах скульптурных композиций 16-17 вв. передавали тончайшие цветовые нюансы природной окрашенности розового кварца, аметиста (из м-ний Центр. Китая), нефрита и бирюзы. Особое внимание уделялось выявлению декоративных возможностей фактуры камня (рис. 1).
Рис. 1. Сосуд для воды. Нефрит. Китай, 18 век. Музей искусства народов Востока, Москва.
В ювелирных изделиях более позднего времени Д. и п. к. бирюза, кораллы, нефрит, жемчуг, малахит, а затем и шпинель вплетены в сложные, тщательно проработанные орнаментальные мотивы (сквозной прорезной или сканый узор в виде облаков, ветвей и цветов с фигурками мифологич. существ драконов и фениксов.
У народов Центр. и Юж. Америки культура использования Д. и п. к. насчитывает многовековую традицию. На терр. совр. Бразилии, Мексики, Колумбии и Чили задолго до прихода европейцев использовались нефриты разл. оттенков, лазурит, бирюза, горный хрусталь, розовый кварц и изумруд. Техника резьбы по нефриту, считавшемуся священным, известна племенам майя с 9 в. до н.э. Древнейшая перуанская культура Чавин (сер. 2-го тыс. 4 в. н.э.) оставила украшения из бусин лазурита и бирюзы, декоративные блюда, выточенные из крупных океанич. раковин, инкрустированные бирюзой. Украшения более позднего времени представлены сложными ожерельями. В них бусины и зооморфные фигурки идолов, выполненные из золота, перемежаются с раковинами и хорошо отполированными изумрудами, аметистами, горным хрусталём, розовым кварцем и бирюзой. В небогатых захоронениях встречаются ожерелья с лазуритовыми и кварцевыми бусинами. Разнообразие цвета, тонкая передача его оттенков присущи работам мастеров культуры Наска (1-е тыс. н.э.). Остатки архитектурных памятников, обнаруженных в культовом центре на берегу оз. Титикака, украшены кам. мозаикой. Сюжеты мозаичных композиций с вплетёнными в них стилизованными изображениями ящериц и змей, выполнены инкрустацией по золоту кусочками П. к. В Мексике известны монолитные культовые фигуры фантастич. животных, изготовленные из неотёсанных глыб порфира и нефрита. Они датируются культурой тольтеков 5 в. н.э. Изделия цивилизации ацтеков (14 нач. 16 в.) представлены украшениями из хорошо отполированных крупных дисков обсидиана, агата и горного хрусталя. Бирюза, привозившаяся с соседних терр., украшала символы жреч. власти и изображения верховного божества ацтеков бога Солнца. Для этой культуры характерны высокая техника и совершенство отделки ювелирных изделий, сочетание необычных материалов дерево и камень и т.п.. Эгейская культура Средиземноморья (Кипр, Родос, Сицилия, побережье Греции и Малой Азии, 3-2-е тыс. до н.э.) на раннем этапе ювелирного и камнерезного искусства находилась под влиянием вост. цивилизаций, особенно Др. Египта. Сюжеты изображений на геммах (резных камнях с изображением), выполненных из сердолика, агата и стеатита, связаны с природными мотивами (изображениями морских животных и растений). Искусство глиптики (резьбы по Д. и п. к.) классич. периода 5-4 вв. до н.э. представлено геммами на агате, сердолике, ониксе, сюжеты и композиции к-рых определялись образцами современных им скульптуры и миниатюры; в них подчёркнуты пластич. совершенство и гармония человеческого тела и природы. Выделяются работы известного резчика Дексамена Хиосского.
В эпоху эллинизма (кон. 4-1 вв. до н.э.) произошли большие изменения в обработке камня. Высокого совершенства достигло искусство резьбы и гравировки на аметистах и гранатах, из к-рых изготавливались инталии (геммы с углублённым изображением) для печатей и камеи (геммы с выпуклым изображением), к-рые ценились греками как драгоценность. В 4-3 вв. до н.э. центром их изготовления становится одна из столиц эллинистич. культуры Александрия. В работах её мастеров сплетаются классич. традиции греч. скульптуры и др.-егип. искусства. В эпоху эллинизма в искусство антич. мира были привнесены характерные черты работ вост. ювелиров полихромия и живописность. Поверхность золотых изделий изобиловала Д. и п. к., вставками из цветного стекла и эмалей.
Широкое применение Д. и п. к. в искусстве Др. Рима относится к 3 в. н.э. (ювелирные украшения, драгоценные сосуды, выточенные из камня, и т.п.). В изделиях сочетаются цветные Д. к. и др. материалы, размер металлич. оправы сводится до минимума. Широкий спрос на изделия из Д. и п. к. привёл к развитию ювелирного искусства, впервые начинается специализация мастеров, работавших с Д. и п. к. (шлифование, полировка, резьба и моделирование ювелирных изделий), к этому времени относится и создание первых имитаций Д. к.
Столица Византийской империи Константинополь благодаря удобному геогр. расположению была наряду с Багдадом и Каиром крупнейшим рынком Д. и п. к. В работах византийских ювелиров и резчиков по камню традиции антич. искусства органично сплетаются с орнаментальностью и обилием цвета, характерными для художеств. традиций Востока. Обширная коллекция камнерезных изделий потиров (чаш для причастия), ваз и др. сосудов византийской работы, выточенных из яшмы, оникса, горного хрусталя, в богатой оправе хранится в соборе Сан-Марко в Венеции. Эмали, чернение, золотая насечка оправ дополняют роскошные тонкостенные сосуды византийских камнерезов. В качестве материала для камей были особенно распространены яшма, халцедон, стеатит, известны камеи на аметисте, лазурите, хризопразе, сапфирине. Развитие техники обработки камня позволило использовать для резьбы камей более твёрдый сапфир.
В Сасанидском Иране (3-7 в.) искусство резьбы по камню достигло высокого совершенства, большое распространение получили печати-геммы из Д. и п. к. Разнообразны по тематике изображения и надписи на камне (портреты царей и чиновников, мифич. существа иранского пантеона богов). Замечат. памятником является хранящаяся в Эрмитаже камея на тёмно-лиловом аметисте с изображением царицы Денак супруги основателя династии Сасанидов. В 16-17 вв. в Иране (в Казвине, а затем Исфахане) выполнялись изделия, изобилующие бирюзой, турмалинами, топазами и жемчугом. Камни вплетаются в стилизованный узор трав и цветов, к-рый сплошь покрывает образцы шахского оружия и предметы конского убранства, троны (рис. 2).
Рис. 2. Трон царя Бориса Годунова. Золото, бирюза, турмалин, жемчуг. Иран, конец 16 века. Государственные музеи Московского Кремля.
В ювелирном искусстве Турции 15-18 вв. воплотился многовековой опыт, накопленный мастерами народов Балканского п-ова и Малой Азии. В мастерских Стамбула создавались особенно роскошные изделия, украшенные алмазами, рубинами, изумрудами. Д. к. часто помещали в заранее подготовленные оправы в виде плода граната или цветка гвоздики. Такие фигурные запоны служили украшением парадного оружия, одежды и ювелирных изделий. Д. к. и золото использовались и для инкрустации сосудов из П. к.
В ювелирном искусстве Европы увлечение цветом камня (шпинель, альмандин, сердолик) было привнесено в 5-7 вв. племенами варваров. К раннему средневековью относятся предметы клада из Пьетроасы на терр. Румынии (сер. 1-го тыс. н.э.; бляшки, фибулы зооморфной формы) с характерным для европ. искусства этого времени почти сплошным покрытием изделий альмандинами и холодной эмалью красного цвета. Д. и п. к. в изделиях этого времени использовались в виде слегка подшлифованных галек неправильной формы. Замечат. памятником ювелирного искусства 10 в. является корона "Священной Римской империи", в элементах декора к-рой сказывается влияние византийских традиций. С развитием межрегиональной торговли в Средиземноморье и на Балтике в 13-15 вв. в Европу ввозятся вост. самоцветы. Увеличивается добыча Д. и п. к. в Саксонии, Богемии и Моравии, к-рые служат материалом для развивающихся художеств. ремёсел. Широкое распространение получают пиропы, добывавшиеся в Среднечешских горах с 13 в., и прибалтийский янтарь. Памятниками искусства чешских камнерезов сер. 14 в. служит убранство решётки капеллы Св. Креста в Карлштейне самоцветами Рудных гор, а также облицовка капеллы Св. Вацлава в соборе Св. Вита в пражских Градчанах, где использована пёстрая яшма с аметистовыми включениями (из-под Турнова). На базе местных агатов с 14 в. развивается камнерезный промысел в Германии в Идар-Оберштайне. В 14-15 вв. совершенствуется огранка Д. к. В чёткой графике декора ювелирных украшений искусства готики значит. место отводится огранённым Д. к. сине-лиловой гаммы, подчёркнутой белизной жемчуга. В кон. 14 в. выполнена корона англ. принцессы Бланки одно из лучших произведений готики в ювелирном искусстве. С кон. 15 в. происходит значит. совершенствование огранки, связанное с увеличением притока Д. к. в эпоху Великих геогр. открытий (крупнейшие центры огранки Милан, Венеция, Париж, Брюгге и др.). Большинство ювелирных изделий 16 в. украшено Д. к., огранёнными в форме таблицы (рис. 3).
Рис. 3. Венец Большого наряда царя Михаила Романова. Прага, около 1600. Государственные музеи Московского Кремля.
Часто для усиления яркости цвета в каст (гнездо) под камень подкладывали цветную фольгу или атлас. Среди излюбленных типов ювелирных изделий эпохи Возрождения драгоценные нагрудные подвески и украшения к шляпам. Часто материалом для них служили кабошон Д. к. причудливой формы или необычная жемчужина barocca (причудливая, необычная). Светотеневые эффекты на шероховатой, с наплывами поверхности жемчужины будто усиливали природную перламутровую "игру". Камеи, выполненные итал. резчиками во 2-й пол. 16 в., свидетельствуют о высоком уровне их мастерства. В эпоху правления Медичи расцветает искусство флорентийской мозаики (инкрустации чёрного мрамора цветными П. к.). Ювелирные и камнерезные изделия эпохи Возрождения отмечены завершённостью композиций, фантазией, а их отделка тщательностью проработки. К созданию ювелирных изделий кон. 15 нач. 17 вв. обращались великие мастера Д. Гирландайо (1449-94), А. Дюрер (1471-1528), X. Хольбейн Младший (1497-1543), Б. Челлини (1500-1571). Увеличение притока самоцветов из Цейлона, Индии, Сиама и Бирмы, алмазов из Индии и Бразилии, изумрудов из Колумбии, совершенствование бриллиантовой огранки предопределили последующее преобладание огранённого Д. к., особенно бриллианта, в ювелирном искусстве сер. 17 кон. 18 вв. Пышные ювелирные украшения барокко и изысканно утончённые, прихотливые композиции рококо отмечены явным преобладанием Д. к. над металлом оправы. Он в изобилии украшает ожерелья и браслеты, кольца и серьги, эгреты (украшения для высоких причёсок и шляп), разнообразные броши, пуговицы и петли для кафтанов и камзолов, эфесы парадных шпаг и ставшие особенно модными табакерки. Зачастую заказывались украшения комплектами парюрами, в к-рые входили предметы, сходные по подбору камней и декору. Для каждодневных украшений предпочитали коралл, особенно любимый в искусстве европ. барокко, агат и бирюзу. Для декоративных украшений интерьера наряду с Д. к. и металлами использовали необычные материалы перламутровые раковины, скорлупу кокосового ореха и страусового яйца. Со 2-й пол. 17 в. повсеместно в Европе возрождается интерес к прибалтийскому янтарю, из к-рого наряду с украшениями стали выполнять декоративные кубки, вазы, коробочки и т.п. (иногда с резьбой). В 1701-65 из янтаря создаётся шедевр мозаичного искусства Янтарная комната. В эпоху классицизма, стилистику к-рого определяло антич. искусство, яшмы, порфиры, светлые лазуриты, переливчатые флюориты стали использовать для украшения каминов, дворцовых ваз. В сер. 18 в. наступает время расцвета зап.-европ. глиптики и повсеместного увлечения изысканной красотой и уникальным характером камей. Одной из богатейших глиптотек мира обладала рус. императрица Екатерина II, эта коллекция легла в основу собрания гемм Эрмитажа. Камеи лучших мастеров 18 в. А. и Дж. Пихлеров (Италия), Ж. Гюэ (Франция), В. и Ч. Браунов (Великобритания) вдохновлены замечат. памятниками искусства античности, им присущи чёткая пластика, ясность и изысканность композиций (рис. 4).
Рис. 4. Камеи "Танцующая вакханка" и "Аполлон Бельведерский" (Н. Морелли). Италия, 18 век. Государственный Эрмитаж, Ленинград.
Модным становится собирание П. к. с необычными узорами, халцедонов с дендритами, живописных коралловых образований, янтаря с разнообразными включениями. Это увлечение переносится и на предметы быта, выполненные из редких образцов Д. и п. к. Ювелирное искусство классицизма отдавало предпочтение Д. и п. к. светлых холодных тонов: алмазу, аквамарину, светлым аметистам и гиацинтам, ониксам, агатам, горному хрусталю. Их часто сочетали с камеями и эмалями серо-голубого цвета. С 40-х гг. 19 в. увеличивается произ-во украшений из чеш. гранатов. Вслед за аметистами из Юж. Бразилии и Уругвая на рынке Д. к. появляются уральские изумруды и австралийские опалы. На протяжении 19 в. техника обработки камня и ювелирного произ-ва механизируется. Меняется не только техника обработки ювелирных изделий с Д. и п. к., но и сам их ассортимент. Наряду с уникальными изделиями ручной работы ювелирный рынок наводнила массовая продукция пром. произ-ва. Ведущими среди ювелирных фирм Зап. Европы и Америки во 2-й пол. 19 нач. 20 вв. были фирмы, принадлежавшие Кастеллани, Картье, Тиффани и Бушерону. Крупнейшими центрами хорошо оснащённого ювелирного произ-ва становятся Идар-Оберштайн и Пфорцхайм в Германии, Бирмингем в Великобритании. В 20-30-е гг. 19 в. на смену торжественно эффектным украшениям стиля ампир приходят изящные изделия эпохи романтизма. С возникновением стиля "модерн" (кон. 19 нач. 20 вв.) излюбленными материалами в камнерезных ювелирных изделиях наряду с золотом и эмалями мягких оттенков стали халцедон, агат, янтарь, жемчуг и такие Д. к., как алмаз, рубин, гранат и хризолит. Тонкие переходы цвета в узорах П. к. соответствовали льющимся линиям стилизованной орнаментации "модерна". Совр. украшения с Д. и п. к. разнообразны в стилистич. отношении. Наряду с украшениями дизайн-стиля, классич. и романтич. направлений ювелирное и камнерезное искусство периодически питают историч. и этно-графич. ретроспекции.
Д. и п. к. в прикладном искусстве народов, населяющих терр. СССР. Высокого совершенства достигло применение Д. и п. к. в ювелирном искусстве Закавказья в сер. 2-го тыс. до н.э. (золотой кубок и кулон, украшенные сердоликами, янтарём и пастами, имитирующими бирюзу, из кургана близ Триалети в Грузии; золотые браслеты, серьги и кольца, инкрустированные инд. гранатами, обнаруженные у с. Ашнак в Армении). Сочная полихромия отличает подбор камней клада из Дальверзин-Тепе в Узбекистане, датируемого 1 в. (нагрудное украшение с геммой, изображающей популярного в эпосе Др. Бактрии Геракла, золотое ожерелье с бирюзой и гранатами). К лучшим образцам мирового искусства относятся украшения из скифских и сарматских погребений Причерноморья и Прикубанья. Изделия т.н. скифского звериного стиля отмечены совершенством пластики, многокрасочностью, достигаемой за счёт использования цветных мастик и вставок из ярких Д. и п. к.. Техн. совершенством и богатством цветовых решений отмечено использование Д. к. (гранаты, изумруды, бирюза, жемчуг) в произведениях средневекового искусства Грузии 8-1-й пол. 12 вв. (сочетание перегородчатых эмалей и Д. к. на золоте в декоре дейсуса из Мартвили 8 в. и монументального Хахульского складня нач. 12 в.).
Культура Д. и п. к. Др. Руси обладает многовековой традицией. В славянских захоронениях Приднепровья археологи встречают ожерелья и серьги из сердоликов, светлого кварца и янтаря. Памятники домонгольской Руси украшают местные (светлые аметисты Кандалакши, янтарь и речной жемчуг) и привозные Д. и п. к. из Византии, Ср. Азии и Китая. На изделиях 11-13 вв. работы рус. мастеров Д. и п. к. встречаются в осн. в виде подшлифованных кабошонов неправильной формы. Асимметричные и гладкие, они сохраняют очарование естеств. красоты камня. Тонко разработан цвет в декоративном убранстве сокровищ Старорязанского клада 12 нач. 13 вв.. Форма оправы Д. к. разнообразна. На изделиях златокузнецов 12-15 вв. наряду с объёмной глухой оправой встречается изящная, окаймлённая фестонами золотой ленты и невесомая узорчатая, образованная завитками скани оправа, позволяющая оттенить глубину и яркость цвета камня. Жемчуг и просверлённые камни закрепляли на шпеньке либо крапановой закрепкой. При необходимости симметрич. расположения кабошонов примитивной формы их помещали в каст необходимой конфигурации.
Точность соотношения цвета, фактуры и рисунка П. к. (яшм, горного хрусталя и т.д.) с материалом оправы, присуща мастерам Руси 14-15 вв., характерна для изготовленных в этот период ритуальных сосудов, облик к-рых отмечен благородным величием (яшмовый в золочёной оправе потир новгородской работы, 1330; золотой с алой мраморной чашей потир, 1449; серебряный потир с чашей из горного хрусталя, 1-я пол. 14 в.; др. изделия, собранные в музеях СССР). С укреплением централизованного гос-ва растёт богатство Московского двора. Работы придворных мастеров 16 в. характеризуются широким использованием драгоценных материалов и виртуозным применением сложных приёмов художеств. обработки (эмаль, чернение, чеканка, скань и т.п.). При всей роскоши изделий они отмечены ясностью форм и лаконичным благородством декорировки. Мастерамирезчиками искусно использованы тонкие переходы сложной окрашенности камня. Искусство рус. глиптики 16 в. представлено в собрании музеев Кремля группой крупных камей на агате. П. к. использовались для изготовления чаш, чарочек, черенков столовых вилок и ножей и в качестве мелких вставок в пуговицы и перстни (рис. 5, рис. 6).
Рис. 5. Чарки. Серебро, оникс. Россия, 17 век. Государственный Исторический музей, Москва.
Рис. 6. Нож и вилка столовые. Серебро, сталь, агат, эмаль. Россия, 17 век. Государственный Исторический музей, Москва.
Наряду с огранёнными Д. к., закупавшимися в Зап. Европе, русские золотых дел мастера применяли и камни московской огранки. В 1635 в Кремле начала работу Алмазная палата, где производилась огранка Д. к. Для ювелирного дела 17 в. характерно применение дорогих Д. к. (алмазов, изумрудов и рубинов), цвета к-рых соперничали с полихромными эмалями. Своеобразной реакцией на обилие цвета в ювелирных украшениях, предназначенных для парадных светских и церковных церемоний, является украшение шапки Мономаха второго наряда, выполненной в 1682, и алмазных венцов царевичей Ивана и Петра. В противовес цвету на первый план выдвинуто иное декоративное качество Д. к. его блеск. Реформы Петра I оказали влияние на поиск отечеств, минерального сырья, а также создание первых гранильных предприятий (см. Петергофская гранильная фабрика, Екатеринбургская гранильная фабрика, Колыванская шлифовальная фабрика).
В ювелирном искусстве рус. барокко 1-й пол. 18 в. используется вся палитра Д. к.: алмазы, изумруды, хризолиты, рубины, гранаты и альмандины, сапфиры и аметисты рядом с неизменным обилием морского и речного жемчуга. Сближаясь с искусством Европы, рус. ювелирное искусство 18 в. сохраняет черты нац. своеобразия в создании предметов как традиц. характера, так и предметов нового, светского быта (рис. 7).
Рис. 7. Табакерка. Серебро, оникс. Россия, начало 18 века. Государственный Исторический музей, Москва.
Для них характерны живописность, орнаментальный характер украшений, высокий техн. уровень исполнения. Произведения, выполненные в 50-60-е гг. 18 в., отмечены особым изяществом и техн. совершенством. Большой и малый букеты, серьги и диадема в виде вьющейся гирлянды цветов с бриллиантовыми пчёлками над ними составляют парюру, хранящуюся в Алмазном фонде СССР. Украшенные бриллиантами, поставленными на цветную фольгу, они передают оттенки розового, голубого, сиреневого и жёлтого цветов. Для украшений этого времени характерны объёмно-пространств. композиции (гирлянды цветов, каскады воды и т.п.; рис. 8, рис. 9).
Рис. 8. Букет. Золото, драгоценные камни. Петербург, середина 18 века. Государственный Эрмитаж, Ленинград.
Рис. 9. Портбукет. Золото, бриллианты, эмаль. Петербург, около 1770. Алмазный фонд СССР, Москва.
Сочетанию разных оттенков бриллианта с цветными Д. к. и эмалями в рус. ювелирном искусстве 50-70-х гг. 18 в. присущ тонкий изысканный колорит. Особенно эффектна игра бриллианта при подвижном креплении отд. деталей украшений, несущего камень (рис. 10).
Рис. 10. Эгрет. Серебро, бриллианты, сапфиры. Петербург, 60-е годы 18 века. Алмазный фонд СССР, Москва.
"Веком бриллианта" называют ювелиры 18-е столетие. Бриллианты доминируют в парадных ювелирных украшениях, почти неприметной становится оправа. Шедеврами ювелирного искусства стали изделия петерб. мастеров И. Позье и Л. Дюваля (рис. 11). "Гимном бриллианту" называют большую императорскую корону, выполненную И. Позье в 1762 к коронации императрицы Екатерины II.
Рис. 11. Л. Дюваль. Шпильки-корзиночки. Серебро, бриллианты. Петербург, конец 18 века. Алмазный фонд СССР, Москва.
В эпоху классицизма (кон. 18 нач. 19 вв.) для ювелирных изделий из Д. и п. к. характерны стремление к чёткости и архитектоничности форм, строгая простота и лаконизм. Д. и п. к. используются и как отд. вкрапления в узор симметрично построенного классицистич. орнамента, так и сплошь покрывают поверхность декорируемого предмета (диадемы, броши, табакерки, орденские знаки, футляры для часов и т.п.; рис. 12, рис. 13).
Рис. 12. Я. и Ж. Дювали. Малая императорская корона. Серебро, бриллианты. Петербург, 1801. Алмазный фонд СССР, Москва.
Рис. 13. Звезда ордена Св. Андрея Первозванного. Золото, серебро, бриллианты, эмаль. Петербург, 1805?1815. Алмазный фонд СССР, Москва.
Излюбленными становятся светло-сиреневые аметисты, нежно-голубые аквамарины и особенно бриллианты. Они гармонично сочетались с серо-голубым цветом эмалей, создавая художеств. образ, полный изысканной красоты. Особое значение придавалось качеству огранки Д. к. и виртуозной чистоте их крепления. Для дневных украшений предпочитали агаты, ониксы, сердолики, авантюрин и бирюзу. Увлечение искусством античности нашло яркое проявление в распространении украшений с камеями. Их коллекционировали, ими украшали диадемы, черепаховые гребни для причёсок, браслеты, булавки для галстуков. Лучшие работы рус. глиптики эпохи классицизма связаны с Екатеринбургской гранильной ф-кой (камеи на двухцветной яшме "Посейдон" и "Народное ополчение", хранящиеся в Эрмитаже; (рис. 14).
Рис. 14. Камея "Посейдон". Яшма. Екатеринбург, 1830. Государственный Эрмитаж, Ленинград.
Разработка отечеств, м-ний яшм, порфиритов, амазонита и родонита обеспечили сырьевую базу для последующего развития камнерезного искусства в России. С 80-х гг. 18 в. оно вступает в период расцвета. Работы камнерезов украшали интерьеры дворцов; стиль и технич. воплощение изделий согласовывались с общим живописным убранством помещений (рис. 15).
Рис. 15. Ваза. Яшма. Россия, 1873. Государственный Эрмитаж, Ленинград.
В создании рисунков и чертежей для работ камнерезов принимали участие выдающиеся зодчие А. Н. Воронихин, К. И. Росси, И. И. Гальберг, А. П. Брюллов, К. А. Тон.
С открытием уральских малахитов и лазуритов Прибайкалья рождается искусство рус. мозаики облицовка сложнопрофильных изделий из мрамора или змеевика тонкими плитками подобранного по узору малахита или бархатисто-синего лазурита. Мастера Урала владели и секретами флорентийской мозаики.
В 19 в. в Петербурге и Москве возник ряд крупных, хорошо оснащённых ювелирных предприятий (С. Е. Болина и др.; рис. 16, рис. 17, рис. 18).
Рис. 16. Ваза. Серебро, нефрит, рубины, сапфиры, изумруды. Россия, конец 19 века. Государственный Исторический Музей, Москва.
Рис. 17. Лоточек. Агат, алмазы, сапфиры, золото. Москва, конец 19 века, фирма С. Е. Болина. Государственный Исторический музей, Москва.
Рис. 18. Настольные украшения. Серебро, малахит, родонит. Петербург, начало 20 века. Государственный Исторический музей, Москва.
В 19 нач. 20 вв. широкую известность получают изделия из Д. и п. к. фирмы Фаберже. К-нач. 20 в. в Петерб. отделении (осн. в 1842) фирмы работала камнерезная мастерская (рис. 19, рис. 20).
Рис. 19. Пепельница с фигурой медведя. Золото, серебро, поделочные камни. Петербург, конец 19 начало 20 веков, фирма Фаберже. Государственный Исторический музей, Москва.
Рис. 20. Подставка для сигары и нож для разрезания бумаги. Золото, серебро, нефрит, алмазы, рубины, Петербург, конец 19 начало 20 веков, фирма Фаберже. Государственный Исторический музей, Москва.
Мировую славу фирмы составили работы ювелиров М. Перхина, Г. Вигстрема, А. Холмина и др. При воплощении творческих замыслов мастера фирмы старались выявить природную красоту камня, присущие ему декоративные качества. Фирма постоянно использовала Д. и п. к. отечеств, м-ний. Сочетание различных Д. и п. к, и сложных техн. приёмов художеств. обработки металлов при создании законченного выдержанного по стилю произведения требовало виртуозного мастерства и безукоризненного вкуса.
Совр. сов. художники-ювелиры охотно обращаются к работе с Д. и п. к. В Москве, Ленинграде, Свердловске, Киеве, Риге, Ташкенте и др. городах работают предприятия, где создаются ювелирные изделия из природных и синтетич. Д. и п. к. Используются и творчески развиваются художеств. традиции прошлого (рис. 21, рис. 22).
Рис. 21. Броши, серьги. Серебро, пейзажная яшма. Свердловская ювелирная фабрика, 1962?1963. Государственный Исторический музей, Москва.
Рис. 22. Брошь (Ю. И. Паас-Александро-ва). Серебро, агат-моховик. Ленинград, 1972. Государственный Исторический музей, Москва.
К числу ведущих сов. мастеров, работающих с Д. и п. к., относятся Ю. Паас-Александрова (Ленинград), М. А. Тоне и А. Г. Голиков (Москва), В. М. Храмцов (Свердловск), И. О. Урбан (Рига), Ф. Ф. Даукантас (Вильнюс), М. О. Maгомедова (Тбилиси).
Литература: Алмазный фонд СССР, в. 1-4, М., 1924-25; Шандровская В. С., Культура и искусство Ближнего и Среднего Востока IV тыс. до н.э. XVIII в. н.э. и Византии IV-XV вв., Л., 1960; Ферсман А. Е., Драгоценные и цветные камни СССР. Избр. труды, т. 7, М., 1962; Амиранашвили Ш. Я., История грузинского искусства, M., 1963; Уткин П. И., Русские ювелирные украшения, М., 1970; Каган Ю. О., Западноевропейские камеи в собрании Эрмитажа, Л., 1973; Мартынова М, В., Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII-XVIII веков, (пер. с англ.), М., 1973; Постникова-Лосевa M. M,, Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI-XIX вв., М., 1974; Писарская Л. В., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л., Русские эмали XI-XIX вв., М., 1974; Павловский Б. В., Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала, M., 1975; Киевленко Е. Я., Поиски и оценка месторождений драгоценных и поделочных камней, М., 1980; Смит Г., Драгоценные камни, пер. с англ., 2 изд., М., 1984; Копылова В. И., Ювелирное искусство Урала, Свердловск, 1981; Тойбл К., Ювелирное дело, пер. с чешск., М., 1982; Неверов О. Я., Геммы античного мира, М., 1983; Корнилов Н. И., Солодова Ю. П., Ювелирные камни, М.г 1982; Самсонов Я. П., Туринге А. П., Самоцветы СССР, М., 1984; Menzhausen J., Das Grune Gewolbe, Lpz., 1968; Gregorietti G., Jewelry through the ages, L, 1969; Desautels P. E., The gem kingdom, N. Y., (1971); Evans J., A History of jewellery 1100-1870, (2 ed.), L, 1970; Webster R., Gems. Their sources, descriptions and identification, 4 ed., L, 1983; Schumann W., Gemstones of the world, L, 1977; Hughes G., A pictoral history of gems and jewellery, Oxf., 1978.И. И. Гончарова.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 572 | |
2 | 540 | |
3 | 536 | |
4 | 526 | |
5 | 522 | |
6 | 521 | |
7 | 499 | |
8 | 495 | |
9 | 471 | |
10 | 465 | |
11 | 462 | |
12 | 455 | |
13 | 454 | |
14 | 448 | |
15 | 420 | |
16 | 417 | |
17 | 416 | |
18 | 413 | |
19 | 387 | |
20 | 384 |