Энциклопедия эпистемологии и философии науки - аналитическая психология
Аналитическая психология
В основу А. п. Юнга положены следующие общие теоретические представления: человека следует рассматривать, исходя из его здорового состояния, а не из его патологии, что свойственно взглядам 3. Фрейда; учение об интровертированных и экстравертированных типах личности покоится на предположении, что в картине мира присутствуют и внутренние и внешние начала, а между ними находится человек, обращенный то к одному, то к другому полюсу в зависимости от темперамента и склонностей; психическая энергия рождается из взаимодействия противоположностей; она не сводится только к сексуальной энергии, и, следовательно, понятие либидо является более широким по своему содержанию, чем это принято считать в психоанализе; чтобы разорвать заколдованный круг биологических явлений, связанных с сексуальностью, необходимо признать наличие духа и заново пережить его; Я человека страдает не только из-за своего отделения от человечества, но и от утраты духовности.
Юнг различал индивидуальное (личное) бессознательное, содержащее чувственные комплексы, и коллективное (сверхличное) бессознательное, представляющее собой глубинную часть психики и обязанное своим существованием «исключительно унаследованию», проявляющемуся в форме архетипов, выступающих в качестве «модели и образца инстинктивного поведения». Он вычленил в психике человека такие составляющие, как Персона (маска, роль, за которой скрывается подлинное лицо человека), Тень (вытесненные примитивные склонности человека, изнанка личности), Анима (бессознательный женский образ у мужчины), Анимус (бессознательный мужской образ у женщины), Великая Мать (образ матери как архетипической структуры коллективного бессознательного), Старый мудрец (архетипический образ смысла и мудрости), Самость (архетип единства и целостности) и ряд других фиг у р. С о г л а с н о Ю н г у, психическое и физическое являются разными аспектами единой реальности, где, помимо каузальной связи, действенным оказывается и акаузальный связующий принцип, или синхронистичность, свидетельствующая о параллельности времени и смысла между различными событиями, имеющими место в жизни индивида, других людей и в мире в целом.
С точки зрения Юнга, центральное положение в личности занимает Самость, объединяющая, благодаря «трансцендентной функции» (совмещению содержимого сознания с содержанием бессознательного), сознательные и бессознательные представления в некое единство, или в «душевную целостность», что предполагает осуществление индивидуации как процесса самореализации и обретения человеком своей целостности, точнее — проявления изначальной, присущей ему потенциальной целостности.
Основанная на А. п. психотерапия включает в себя установку на индивидуализацию метода лечения и иррационализацию целевой деятельности. И то и другое связано со специфическими типами пациентов (интроверты и экстраверты, молодые и пожилые, имеющие легкие или тяжелые психические нарушения, с трудом или без труда приспосабливающиеся к реальности) и к различными ступенями психотерапевтической проблематики. К последним относятся признание (исповедь, соответствующая катарсическому методу лечения Й. Брейера), разъяснение (объяснение феноменов сопротивления и переноса, характерное для метода толкования 3. Фрейда), воспитание (во многих случаях разъяснение оставляет после себя «хотя и понятливое, но тем не менее неприспособленное дитя», и поэтому требуется социальное воспитание, отражающее устремления индивидуальной психологии А. Адлера) и преобразование (самовоспитание воспитателя, врача, который до того, как стать практикующим аналитиком, сам должен пройти учебный анализ, чтобы разобраться со своим собственным бессознательным).
Аналитическая терапевтическая практика Юнга основывалась на следующих подходах, методах и техниках познания бессознательного и врачевания души: на конструктивном (синтетическо-герменевтическом) подходе к психическим процессам, при котором анализ является не панацеей, а более или менее тщательным наведением порядка в психике пациента; на диалектическом подходе, заключающемся в признании факта возможности различного толкования символических содержаний и в понимании того, что психические процессы оказывается на деле взаимодействием сознания и бессознательного; на диалектическом методе установления таких взаимоотношений между врачом и пациентом, при которых индивидуальность больного требует к себе уважения не менее, чем индивидуальность аналитика, и терапевт становится «соучастником индивидуального процесса развития»; на технике амплификации, расширяющей и углубляющей образы сновидений путем исторических параллелей из области мифологии, алхимии, религии; на методе активного воображения, являющегося эффективным способом выведения на поверхность содержимого бессознательного и активизации творческой фантазии, благодаря чему становится действенной трансцендентная функция, инициирующая процесс индивидуации, способствующая обретению целостности и приводящая к установлению внутренней гармонии.
В.А. Лейбин
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 839 | |
2 | 627 | |
3 | 458 | |
4 | 426 | |
5 | 416 | |
6 | 409 | |
7 | 400 | |
8 | 396 | |
9 | 396 | |
10 | 388 | |
11 | 380 | |
12 | 371 | |
13 | 368 | |
14 | 368 | |
15 | 367 | |
16 | 365 | |
17 | 351 | |
18 | 351 | |
19 | 350 | |
20 | 344 |