Энциклопедия эпистемологии и философии науки - априоризм
Априоризм
Наиболее последовательное выражение в качестве гносеологической и логико-методологической доктрины А. получает в классическом рационализме Нового времен и ( Р. Декарт, Г. Лейбниц). Рационалисты формулируют понятие всеобщих и необходимых (аподиктических) «истин разума», противопоставляемых случайным «истинам опыта», которые всегда могут быть опровергнуты в ходе последующего развития последнего. А. как учение о независимости безусловно достоверных «истин разума» от опыта служит гносеологическим обоснованием преимущества «истин разума» (термин, введенный Лейбницем) перед «истинами опыта».
Реальным основанием А. рационалистов является попытка истолкования особых свойств научно-теоретического знания, которые оно проявляло в математике и в математическом естествознании, в противопоставлении эмпирическому знанию. Относительная независимость теоретических положений науки от эмпирического исследования, обусловленная тем, что они являются результатом движения мысли в теоретических идеализированных объектах, сочетающаяся с истолкованием исходных принципов теоретического знания, в первую очередь евклидовой геометрии, как самоочевидных и незыблемых, послужила источником концепции безусловности и необходимости (аподиктичности) теоретических истин, что, в свою очередь, приводило к их истолкованию в духе А. При этом сама априорность в классическом рационализме истолковывается по-разному. Если Декарт усматривает ее источник в несомненности, самодостоверности интеллектуальной интуиции, то у Лейбница А. получает логистическую интерпретацию: А. определяется аналитичностью «истин разума», устанавливаемой логическим анализом их составляющих. От Лейбница же идет традиция отождествления априорности с аналитичностью утверждения, которое у Юма приобретает характер отождествления априорности с формальной истинностью.
Другая линия эволюции классического А. связана с кантовской трактовкой априорного момента в познании как синтезирующей формы, исходной конструктивной схемы, которая наполняется апостериорным содержанием и придает научному знанию его всеобщий и необходимый характер. В А. Канта нашел специфическое выражение действительный факт предпосылочности научного познания, обусловленности его в каждый данный момент времени некоторой системой исходных принципов, представляющих собой квинтэссенцию оснований накопленного к этому времени познавательного опыта (в современной методологии науки это «парадигмы» у Т. Куна, «твердые ядра исследовательской программы» у И. Лакатоса, «научные картины мира»).
Развитие философии и методологии науки в 20 в. приводит к возникновению понятия прагматической, или функциональной, априорности, при котором последняя теряет свой первоначальный смысл гносеологического представления о независимости от опыта и становится лишь весьма условным обозначением особой роли исходных принципов высокой степени общности в системе научного знания.
B.C. Швырёв
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 839 | |
2 | 627 | |
3 | 458 | |
4 | 426 | |
5 | 416 | |
6 | 409 | |
7 | 400 | |
8 | 396 | |
9 | 396 | |
10 | 388 | |
11 | 380 | |
12 | 371 | |
13 | 368 | |
14 | 368 | |
15 | 367 | |
16 | 365 | |
17 | 351 | |
18 | 351 | |
19 | 350 | |
20 | 344 |