Энциклопедия эпистемологии и философии науки - атомарно-экстенсиональная модель
Атомарно-экстенсиональная модель
А.-э. м. получает затем свое последовательное выражение и развитие в «Логико-философском трактате» Витгенштейна. В этой работе, оказавшей очень большое воздействие на философию 20 в., особенно на формирование логического позитивизма, четко формулируется идея о том, что представленность в А.-э. м. выступает критерием осмысленности предложений и определяет демаркационную линию между реальным знанием о мире и тем, что только кажется таковым, но в действительности им не является. Эта идея «Логико-философского трактата» стала впоследствии исходной посылкой программы логического анализа языка науки, выдвинутой логическими позитивистами Венского кружка. В трактовке элементарных предложений, выступающих пределом логического анализа языка в рамках А.-э. м., его участники заняли последовательную эмпи-рико-сенсуалистическую позицию, рассматривая в качестве базисных предложений языка науки так называемые «протокольные предложения», выражающие непосредственно данное. Все осмысленные предложения логически проанализированного языка науки, претендующие на выражение реального знания о мире, квалифицировались как функции истинности этих протокольных предложений. Таким образом, А.-э. м. получает гносеологическую интерпретацию в духе эмпиризма и феноменализма. Следует заметить, что в «Логико-философском трактате» нет подобной гносеологической интепретации этой модели. Можно сказать, что Витгенштейн, отправляясь от синтаксической необходимости существования атомарных предложений в идеальном языке, выдвигает их определенную семантическую интерпретацию. Эта семантическая интерпретация заключается в трактовке предложения как «образа» реальности в том смысле, что элементы предложения находятся во взаимнооднозначном соответствии с элементами символизируемой предложением действительности. Трактовка атомарных предложений участниками Венского кружка ближе к концепции раннего Рассела, для которого «атомарные факты» состоят в том, что единичная вещь обладает чувственно воспринимаемой характеристикой. Абсолютизация логическими позитивистами А.-э. м. в качестве исходной концепции их программы логического анализа языка науки оказалась несостоятельной и явилась одной из причин дальнейшего краха их логико-методологической концепции.
B.C. Швырёв
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 839 | |
2 | 628 | |
3 | 459 | |
4 | 427 | |
5 | 417 | |
6 | 410 | |
7 | 401 | |
8 | 397 | |
9 | 397 | |
10 | 389 | |
11 | 381 | |
12 | 372 | |
13 | 369 | |
14 | 369 | |
15 | 368 | |
16 | 366 | |
17 | 352 | |
18 | 352 | |
19 | 351 | |
20 | 345 |