Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - дарвинизм

 

Дарвинизм

дарвинизм ДАРВИНИЗМ — в буквальном смысле — учение Ч. Дарвина и его ближайших последователей (А. Уоллес, Т. Гексли, Э. Геккель, К.А. Тимирязев и др.) о том, что, во-первых, вся ныне существующая живая природа (от одноклеточных бактерий до человека включительно) есть продукт длительного исторического развития, а во-вторых, развитие это осуществляется таким образом, что необходимыми и достаточными условиями его являются наличие в живой природе наследственности, изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора наиболее приспособленных организмов. При этом именно подчеркивание творческой роли естественного отбора и его ведущей роли в процессе исторической трансформации видов живых организмов отличало собственно дарвинистичекое понимание механизмов биологической эволюции от всех других вариантов эволюционных и трансформистских учений второй половины 19 — начала 20 вв. Однако исторически, в силу определенных научных и идеологических соображений, термину «Д .» придавался различный смысл. Впервые в научный обиход он был введен А. Уоллесом в заглавии его монографии «Дарвинизм. Изложение теории естественного отбора и некоторых из ее приложений» (1889). Весь период от момента появления первых работ Ч. Дарвина до выхода указанной монографии Уоллеса характеризовался борьбой не столько за «Д .» в собственном смысле слова, сколько за идею исторического развития живой природы вообще. Потому на этом этапе «дарвинистами» часто называли просто защитников самого факта биологической эволюции, независимо от того, насколько последовательно они придерживались взглядов самого Дарвина. А с объединением идеи естественного отбора с идеями дискретной, менделевской, генетики, по мере формирования популяционной генетики и того, что стало потом называться «синтетической теорией эволюции» (30 — 40 гг. 20 в.), в мировой литературе, посвященной проблемам эволюции и эволюционной теории, термин «Д.» постепенно вообще вышел из употребления. Это связано с тем, что наполнение общей дарвиновской схемы конкретным генетическим содержанием позволило не только превратить идею естественного отбора из гипотезы, каковой она была в трудах как самого Дарвина, так и дарвинистов конца 19 — начала 20 вв., в подлинную научную теорию, но и так переинтерпретировать все основные понятия этой теории, что и по своему объему, и по своему содержанию она далеко вышла за рамки того, что еще целесообразно было бы называть «дарвинизмом». Иначе сложилась судьба Д. в нашей стране. Поскольку в виде «творческого Д.» он был на долгие годы захвачен сторонниками лысенковской агробиологии, ничего общего с подлинным Д. не имевшей, то подлинные последователи Ч. Дарвина в нашей стране и активные творцы современной биологической теории эволюции (напр., академики Н.И. Вавилов, Н.П. Дубинин. И.И. Шмальгаузен и др.) сохранили за ней название «Д.» и активно пользовались им в борьбе с различного рода антии псевдодар-винистическими концепциями. В настоящее время термин «Д.» имеет в биологии лишь исторический смысл и всплывает лишь эпизодически в связи с возникающими время от времени кампаниями по очередному опровержению» теории естественного отбора. Имеется, правда, и другая, более веская причина для сохранения этого термина, непосредственно связанная с проблемой происхождения человека. Как известно, из теории эволюции Дарвина прямо следовал вывод о происхождении человека от какого-то ближайшего к нему обезъяноподобного предка — вывод, который и был сделан самим творцом теории естественного отбора. Это, что опять же хорошо известно, сразу вызвало резко негативную реакцию со стороны сторонников идеи божественного сотворения мира и человека (см. Креационизм). С тех пор, т.е. со знаменитого диспута Т. Гексли с епископом Уилберфорсом и не менее знаменитых «обезъяних процессов» 20-х гг. в США, Д. остается символом и бастионом научного подхода к решению вопроса о происхождении человека, о глубоком внутреннем родстве человека со всем миром живых организмов на Земле.

В. Г. Борзенков

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):