Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - эклектизм

 

Эклектизм

эклектизм ЭКЛЕКТИЗМ (от греч. екАекпкос; — выбирающий) — хаотический способ изложения сведений без их отбора и систематизации. Бессистемными публикациями сведений из различных отраслей знания увлекались античные авторы, которые сами себя называли эклектиками. Сегодня это делают развлекательные издания.

Самый распространенный вид Э. в науке — включение в описание предмета информации, не имеющей к нему отношения. Используется как сознательная уловка, когда автору нечего сказать по существу. Эклектическим также называют и исследование, не выходящее за границы предмета, детально описывающее его части, но не учитывающее тех связей между частями, которые, собственно, и образуют этот предмет. Такой Э. называют структурным. Он неизбежен на начальном этапе исследования предмета, но недопустим на конечном.

Третий вид Э. — путаница. Ф. Бэкон считал его более опасным для науки, чем ошибка. Ошибающийся последовательно проводит свою точку зрения через все перипетии исследования, и это объединяет его со сторонником истинной точки зрения. Путаник же постоянно переходит с одной точки зрения на другую, не осознавая этого. Так, Дж. Локк последовательно отождествляет понятия «абстрактное» и «общее». Это ошибка. Современные же авторы, в зависимости от трудностей, с которыми сталкиваются, то отождествляют, то различают их. Это Э.

От предметного следует отличать методологический Э. Он заключается в том, что к одному и тому же предмету в одном и том же контексте применяют исключающие друг друга методы исследования; напр., к свету — корпускулярную и волновую теории, к общим признакам — номиналистскую и платонистскую интерпретацию и т.д. Традиционный способ устранения методологического Э. — отказ от одного из противоположных методов и последовательное проведение второго. Новейший метод зафиксирован в принципе дополнительности, который допускает применение в одном исследовании обоих альтернативных методов, но в разных контекстах; напр., платонистской интерпретации общих признаков в теоретическом, а номиналистской — в эмпирическом исследованиях.

Г.Д. Левин

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):