Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - мышление пралогическое

 

Мышление пралогическое

мышление пралогическое МЫШЛЕНИЕ ПРАЛОГИЧЕСКОЕ, дологическое мышлениепонятие, введенное франц. философом Л. Леви-Брюлем для характеристики «первобытного» мышления (или, иначе, мышления народов, не принадлежащих к современному западному типу общества). Опираясь на идеи франц. социологической школы Э. Дюркгейма, Леви-Брюль утверждал, что различию структур человеческих обществ должно соответствовать различие высших умственных функций, людей принадлежащих к разным типам общества. Ментальные различия свойственны, как подчеркивал Леви-Брюль, не индивидуальному мышлению архаического и современного человека, но именно «коллективным представлениям» разных сообществ (теория «коллективных представлений» была воспринята Леви-Брюлем от Дюркгейма). На уровне «коллективных представлений» «первобытное» мышление выступает как М. п. Логическое мышление, по мнению Леви-Брюля, — это мышление, избегающее противоречий. «Первобытное» мышление может быть названо пра-логическим не потому, что оно предшествует логическому и не потому, что оно анти-логично (алогично), но потому, что оно игнорирует логический закон противоречия и следует закону партиципации (закону сопричастности). В силу этого в мышлении «первобытных» людей представления сочетаются иначе, чем в мышлении современного человека. Концепция Леви-Брюля включает и более широкую трактовку особенностей М. п. Кроме закона партиципации М. п. свойственны: иная ориентированность — прежде всего, на мистические причины; исключение из причинных отношений случайности; слабое развитие категорий, понятий, абстрактных терминов; уклонение в актах мышления от анализа и предпочтение аналитическим операциям синтеза, поэтому М. п. — «синтетическое по своей сущности». Для него характерны: огромная роль памяти, в частности, памяти о мифическом прошлом; значительная роль аффективных составляющих ментальной деятельности; невнимание к требованию обязательной проверки заключений данными эмпирического опыта. Поскольку, ассоциации возникающие в М. п. под действием закона партиципации, широко задействуют мифологические образы, мистические силы и действия, постольку М. п. есть, согласно Леви-Брюлю, мистическое мышление. Концепция М. п. была выдвинута Леви-Брюлем как альтернатива «анимистической гипотезе» англ. антропологической школы (Э. Тайлор, Дж. Фрэзер и др.). Представление о тождестве умственных процессов людей «низших» обществ и ментальных операций людей современного западного общества является, по Леви-Брюлю, методологической ошибкой этой школы. Выступая против др. постулата антропологической школы — эволюционизма, — Леви-Брюль допускал, что реликты М. п. сохраняются в коллективных представлениях современных обществ (в религии, в частности). Теория М. п. мыслилась ее создателем как инструмент исследования этапов развития сознания и законов общей эволюции духовной культуры. Хотя крайности теории М. п. вызвали содержательную критику исследователей архаического сознания (К. Леви-Строса и др.), ее важнейшие идеи оказали влияние на концепцию интеллекта Ж. Пиаже, на глубинную психологию К. Г. Юнга, на феноменологию религии Г. ван дер Леува и ряда др. крупных течений совр. гуманитарной науки. См. также Анимизм.

А.П. Забияко

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):