Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - мышление творческое

 

Мышление творческое

мышление творческое МЫШЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ — психический процесс, направленный на открытие нового знания или оригинального способа действия, на разрешения творческой задачи или проблемы М. т. является способностью социально и культурно развитого субъекта (индивидуального и коллективного).

Имеются различные критерии новаций М. т., а соответственно — и психологические средства его определения, развития и диагностики. Мышление квалифицируют как творческое: по стимулу (есть или нет причина — проблемная ситуация, творческая задача или противоречие — для возникновения инновационного процесса); по результату (было или нет итогом мышления новое открытие, изобретение или какой-либо иной новый продукт); по процессу (был или нет инсайт — момент озарения, осуществлен ли процесс выхода из тупика, преодолен ли стереотип или шаблон мышления); по масштабу (новация состоялась относительно личного опыта субъекта мышления, опыта профессиональной деятельности, опыта культурно-исторической эпохи, опыта человечества).

Существуют три модели, объясняющие появление новаций в результате М. т.: случайностно-натуралистическая, комбинаторно-технологическая, рефлексивно-гуманистическая. В натуралистической модели творческий процесс объясняется механизмом ассоциаций (Н. Ах, К. Бюлер) или автохтонного переструктурирования гештальтов, т.е. целостных образов проблемной ситуации (М. Вертгаймер, К. Дункер). Открытие нового происходит в результате случайной ассоциации, замыкающей антиципирующую схему, которая возникает при осмыслении человеком вопроса решаемой задачи (О. Зельц). Случайная ассоциация — это «подсказка», необходимая как недостающее звено в логике творческого решения. Близкой по механизму является модель дивергентного, или латерального («бокового»), мышления (Э. Де Боно, П. Торранс), в соответствии с которой открытие обусловлено фантазией и способностью человека генерировать отдаленные ассоциации. Механизм «ассоциаций-подсказок» используется для диагностики и развития творческих способностей в различных формах проблемного обучения (З.И. Калмыкова, A.M. Maтюшкин), общим для которых является стимуляция у обучаемых ассоциативного мышления и сензитивности к подсказкам.

Технологическая модель М. т. объясняет появление нового качества из старых элементов в результате комбинирования (компиляции). По аналогии с компьютером, М. т. рассматривается как процесс, поддающийся алгоритмизации (Г.С. Альтшуллер) и эвристической оптимизации (В.Н. Пушкин, И.И. Ильясов). Эта модель предполагает возможность обучения, формирования М. т. (П.Я. Гальперин, И.П. Калошина). При функционировании такого механизма успешность творческого решения как возникновения нового качества определяется, в частности, количеством комбинаций (вариантов), их необычностью (оригинальностью), а также способностью отбирать среди них продуктивные. Правила или принципы оптимизации процессов перебора креативных комбинаций называют эвристиками.

В гуманистической модели М. т. рассматривается не только как интеллектуально, но и как личностно обусловленный процесс (А.В. Брушлинский, Я.А.Пономарёв, И.Н. Семёнов, O. K. Тихомиров). Именно эмоциональные, интуитивные и рефлексивные процессы обуславливают переосмысление и преодоление стереотипов опыта, который оказывается лишь материалом для смыслопорождающих, творческих возможностей человека. Ключевую роль в М. т. имеет процесс осмысления и переосмысления — рефлексия (СЮ. Степанов, И.Н. Семёнов). Главным в диагностике и развитии М. т. является процесс исследования и культивирования этой рефлексии.

СЮ. Степанов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):