Энциклопедия эпистемологии и философии науки - мышление в комплексах
Мышление в комплексах
Комплексное мышление, или «М. в к.» — вторая ступень в развитии понятий, характерная для мышления детей от 4 — 6 до 11—14 лет. Обобщения, создаваемые с помощью этого способа мышления, представляют комплексы отдельных предметов, объединенных уже на основе объективных связей, действительно существующих между этими предметами. Но эти связи отличаются от тех, которые выявляет мышление в научных понятиях. В основе комплекса лежат фактические связи, открываемые в непосредственном опыте. Поэтому такой комплекс представляет собой, прежде всего, конкретное объединение группы предметов на основании их фактической близости друг с другом. Наиболее точной аналогией, позволяющей вскрыть основной закон построения комплекса, по Л. Выготскому, является обозначение группы людей под одной фамилией. «Самое существенное для построения комплекса то, что в основе его лежит не абстрактная и логическая, но конкретная и фактическая связь между отдельными элементами, входящими в его состав. Так, мы никогда не можем решить, относится ли данное лицо к фамилии Петровых и может ли оно быть так названо, основываясь лишь на логическом отношении его к другим носителям той же фамилии. Этот вопрос решается на основании фактической принадлежности или фактического родства между людьми» (ВыготскийЛ.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. Т. 2. М„ 1982. С. 140). Таким образом, ребенок, находящийся на этой ступени развития, мыслит как бы фамильными именами, группирует предметы в некоторые «семьи». И по названию, и по сути эта трактовка близка к известной концепции «семейного сходства» Л. Витгенштейна.
В своих исследованиях Л. Выготский выявил несколько основных видов комплексного мышления, которые составляют фазы его развития. Первый — ассоциативный, в котором определенный предмет берется как ядро, вокруг которого группируются др. предметы: одни — на основании того, что они имеют тождественный с данным предметом цвет, др. — форму, третьи — размер и т.д. Вторую фазу образует объединение предметов в «коллекции», в которых предметы образуют единое целое, состоящее из разнородных, но дополняющих друг друга частей. Вхождение предметов в коллекцию как в практически важный набор предметов — самая частая форма обобщения на уровне комплексного мышления, в том числе и архаического. Примерами таких коллекций могут быть: стакан, блюдце и ложка; набор одежды, который можно надеть. Л. Выготский отмечает, что и взрослые люди часто мыслят комплексами-коллекциями, когда говорят о предметах быта, окружающей среды, об инструментах и т.п. Третьей фазой является цепной комплекс, в котором ребенок к образцу, напр. желтому треугольнику, подбирает несколько фигур с углами, а затем, если последняя из фигур оказывается синего цвета, подбирает к ней др. синие фигуры. Цепные комплексы, в отличие от коллекций, характерны для мышления за пределами наглядно-предметного и практически-действенного опыта.
Высшей ступенью комплексного мышления является «псевдопонятие». Этот вид обобщения внешне напоминает понятие, которым пользуется взрослый человек, но ребенок подводит под него предметы не на основе абстрактно-логических признаков, а на основе конкретных и фактических наглядных связей. Мышление в псевдопонятиях обусловлено тем, что ребенку при мышлении и речевом общении приходится использовать уже готовые слова, значения которых ему даются окружающими его взрослыми. Однако ребенок еще не может усвоить способ мышления взрослых; он получает продукт, сходный с продуктом взрослых, но добытый с помощью иных интеллектуальных операций.
Л. Выготский считает, что так называемое «примитивное» мышление — это, прежде всего, мышление в комплексах. Напр., он доказывает, что явление партиципации, описанное Л. Леви-Брюлем в отношении мышления примитивных народов, может быть объяснено как проявление комплексного мышления. В партиципации устанавливаются такие связи между различными предметами, которые с логической точки зрения кажутся непонятными или нелепыми, но с точки зрения комплексного мышления — вполне естественными. В основе партиципации, как правило, лежит механизм употребления слова в качестве фамильного знака.
Помимо экспериментов с детьми, теорию комплексного мышления Л.С. Выготский и А.Р. Лурия проверяли в начале 1930-х при изучении форм мышления, характерных для неграмотных кочевников и крестьян, ведущих традиционный образ жизни в отдаленных аулах Узбекистана и Киргизии. Обнаружилось, что для этих людей типичным было мышление в различных видах комплексов, а также непонимание простейших силлогизмов, которые включали общие понятия. Л. Выготский и А. Лурия называли эти наблюдения «антидекартовскими экспериментами», так как они опровергали идущую от Р. Декарта мысль, что элементарные логические формы являются врожденными и общими для всех людей.
В.П. Филатов
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 839 | |
2 | 628 | |
3 | 459 | |
4 | 427 | |
5 | 417 | |
6 | 410 | |
7 | 401 | |
8 | 397 | |
9 | 397 | |
10 | 389 | |
11 | 381 | |
12 | 372 | |
13 | 369 | |
14 | 369 | |
15 | 368 | |
16 | 366 | |
17 | 352 | |
18 | 352 | |
19 | 351 | |
20 | 345 |