Энциклопедия эпистемологии и философии науки - ничто
Ничто
В христианской философии античные представления о Н. использовались для толкования догмата о творении мира Богом из ничего (ex nihilo). H. занимает центральное место в христианской и исламской апофатике (Ареопагитики, Иоанн Скотт Эриугена, Ибн Рушд, Николай Кузанский), для которой адекватным путем приближения мысли к Богу было последовательное отбрасывание определенностей, что делало тождественными для познания божественную полноту и Н. Прямое отождествление Бога и Н. встречается в позднесредневековой философии: каббалистическая традиция, М. Экхарт и идущая от него традиция немецкой мистики. В этом же русле — построения Я. Беме и позднего Ф. Шеллинга, для которых всякое нечто есть самоограничение раскрывающегося Бога, а Бог в себе — Н. и «безосновность». В начале XIX в. Ф. Г. Якоби вводит в оборот понятие «нигилизм» (не без опоры на исторические коннотации nihil) как характеристику философии И.Г. Фихте и Шеллинга. (Связь Н. и нигилизма в дальнейшем тематизируют Ф. Ницше и М. Хайдеггер.) Г.В.Ф. Гегель включает Н. (Nichts) в свою систему «Логики», где оно становится — синтезируясь со своей диалектической противоположностью, бытием — исходным пунктом движения категорий. В его «Логике» заметно функциональное отличие Н. как конкретно-негативного полюса каждой позитивности от небытия как более абстрактной противоположности бытию. Так, Н. по отношению к сущности (а не к бытию) имеет собственный термин — Nichtig. У С. Кьеркегора тема Н., связанная с анализом переживания греховности, вбирает в себя богословский и психологический аспект, впервые описывая феноменологию данности Н. в сознании («Понятие страха»). В целом в философии 19 — начала 20 вв. интерес к проблеме Н. угасает, что связано с упадком традиционной метафизики. А. Шопенгауэр, Ницше и А. Бергсон отвергают даже осмысленность понятия Н. Однако уже в философии постверсальской Европы нарастает интерес к метафизическому ресурсу категории Н. Фундаментальную роль играет концепт Н. в философии Хайдеггера и Ж.П. Сартра. Хайдеггер собирает воедино многие мотивы западноевропейской и, возможно, восточной темы Н. Ощутимо влияние негативной теологии, рейнской мистики, Шеллинга, Кьеркегора. Особое переживание зависания сознания в безосновности Н. является, по Хаидеггеру, едва ли не единственным путем обретения утраченной целостности бытия и аутентичности человеческого существования («Что такое метафизика»). Сартр особо разрабатывает тему тождества Н. и свободы: Н. приходит в мир вместе с человеческим сознанием (человек — «дыра» в бытии) и позволяет ему вырваться из плотного овеществленного мира в измерение абсолютной свободы («Бытие и ничто»). В целом, для ряда течений 20 в. характерно стремление реставрировать проблему Н. (неопротестантская теология, православная религиозная философия в России, экзистенциализм).
См. также Бытие.
АЛ. Доброхотов
Лит.: Рубене М.А. Онтология и «ничто» у М. Хайдеггера // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига. 1988; Петров В.В. Имя и сущность: грамматика и онтология у Фридугиса // Историко-философский ежегодник'96. М., 1997; Sein und Nichts in der abendlandischen Mystik. Freiburg im Br. — Basel, 1984.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 839 | |
2 | 627 | |
3 | 458 | |
4 | 426 | |
5 | 416 | |
6 | 409 | |
7 | 400 | |
8 | 396 | |
9 | 396 | |
10 | 388 | |
11 | 380 | |
12 | 371 | |
13 | 368 | |
14 | 368 | |
15 | 367 | |
16 | 365 | |
17 | 351 | |
18 | 351 | |
19 | 350 | |
20 | 344 |