Энциклопедия эпистемологии и философии науки - новый научный дух
Новый научный дух
Башляр видит в теории относительности и в квантовой механике утверждение «нового научного духа». В частности, ситуация, возникшая в теории квантов, резюмируется им таким образом: «Опыт входит в состав определения Бытия» (Bachelard G. Le nouvel esprit scientifique. P. 45). Классический тезис о единственности онтологической картины мира сменяется у него идеей множественности «фракционных онтологии», высказанной им ранее в его докторской диссертации «Исследование приближенного познания» (1927). Так, напр., евклидова геометрия, инкорпорированная в механистическую картину мира, давала структурный каркас единственной онтологии априорного типа. Но теперь, обращает внимание Башляр, подобная установка превращается в «эпистемологическое препятствие». Привычка к моногеометрическому восприятию мира подлежит поэтому «терапии» с помощью своего рода «психоанализа объективного познания». Идея особой, психоаналитической по типу, коррекции научного духа развивается им в его следующей работе «Образование научного духа: к психоанализу объективного познания» (1938).
Концепция «нового научного духа» была выдвинута Башляром в рамках сложившегося к концу 20-х гг. 20 в. во франкоязычной философии науки движения «неорационализма» (Ф. Гонсет, Э. Дюпреель, Ж.-Л. Детуш и др.). Следует в этой связи отметить влияние на него идей Ф. Гонсета, на работу которого «Основания математики» (1926) он здесь ссылается. Новый рационализм, о котором говорит Башляр, это, во-первых, открытый рационализм, способный к радикальной проблематизации своих собственных оснований. И, во-вторых, это рационализм опережающей эксперимент абстрактной мысли, оформляемой математически. Как говорит Башляр, теперь «доказательство связности конкретного ищут в сфере абстракции» (Ibid. P. 40).
Важным понятием нового рационализма, выдвигаемого Башляром, выступает понятие «феноменотехники», характеризующее новый этап взаимоотношений разума и мира. Дело в том, что динамика этих взаимоотношений, как считает франц. философ, проходит через момент инверсии. Это означает, что если в классической науке разум формируется под определяющим воздействием мира, то в науке неклассической он уже сам, по своей собственной мерке, формирует свой мир. Поэтому на смену эпистемологической диаде «субъект— объект» приходит триада «субъект—проект—объект». В науке, говорит Башляр, «размышление субъекта об объекте всегда принимает форму проекта» (Ibid. P. 11). Рациональная технореальность уже ничем не похожа на мир обыденного опыта и классической науки. Новое соотношение разума и мира коррелирует с новым статусом математики, получающей в новой науке сертификат прямой онтологической значимости. «Тензорное исчисление, — говорит цитируемый Башляром П. Ланжевен, — лучше знает физику, чем сам физик» (Ibid. P. 54).
Др. собственностью фундаментального сдвига в науке выступает повышение онтологического статуса возможности и становления по отношению к бытию: «Возможное гомогенно бытию..., реальность обнаруживается как частный случай возможного» (Ibid. P. 56, 58). Аналогичным образом, считает Башляр, происходит и инверсия соотношения таких категорий, как вещь и отношение. Проводником возросшей познавательной и онтологической функции отношений выступает, по мысли эпистемолога, характерный для новой науки алгебраический дух, оттесняющий геометрическое мировйдение с его интуицией и воображением.
В истории эпистемологической мысли 20 в. идеи, высказанные Башляром в этой книге, значимы, прежде всего, тем, что они способствовали развитию исследований научного знания в реальном историческом контексте его возникновения и функционирования. Не прошли незамеченными и такие понятия Башляра-эпистемолога, как «эпистемологическое препятствия» и «эпистомологический разрыв», способствовавшие преодолению односторонности кумулятивистского подхода к истории и эпистемологии науки. Тем самым был открыт путь для эпистемологически углубленных исторических исследований науки, внесших свой вклад в философию науки 20 в.
В.П. Визгин
Лит.: Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987; Визгин В.П. Эпистемология Гастона Башляра и история науки. М., 1996.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 839 | |
2 | 628 | |
3 | 459 | |
4 | 427 | |
5 | 417 | |
6 | 410 | |
7 | 401 | |
8 | 397 | |
9 | 397 | |
10 | 389 | |
11 | 381 | |
12 | 372 | |
13 | 369 | |
14 | 369 | |
15 | 368 | |
16 | 366 | |
17 | 352 | |
18 | 352 | |
19 | 351 | |
20 | 345 |