Энциклопедия эпистемологии и философии науки - объективация
Объективация
О. психического являются все внешние проявления психической деятельности — практическая деятельность, поступки, знаки и т.д. В качестве О. психического выступают также все продукты и способы человеческой деятельности — культура в широком смысле слова. Кроме того, в качестве О. волевых импульсов, желаний и т.д. рассматриваются объекты, на которые они направлены. Важнейшей формой О. сознания и мышления считается обычно речь. Классическая философия трактовала отношение мышления и речи в духе теории выражения: мышление существует до и вне языка, а в речи приобретает лишь внешнюю форму существования, объективируется. Философия 20 в. склоняется к признанию языка условием формирования самого сознания и мышления, средой любой духовной деятельности. Если для классической философии речь сознательно строится мышлением как его О., то неклассическая считает, что язык задает границы и возможности мышления, а не просто придает ему внешнюю форму существования. Проявлением (О.) психического являются также жесты, интонации, выражения лица, которые часто являются ненамеренными формами выражения психического. Иррацио-налистическая философия считает их интерпретацию очень важной, так как они открывают о человеке больше, чем он осознает сам (В. Дильтей).
Термин «О.» во втором смысле использовался в истории философии в самых различных концепциях. У А. Шопенгауэра все существующее рассматривается как различные О. мировой воли. Воля проявляется на разных ступенях О., начиная с разнообразных сил в неживой природе (тяготение, непроницаемость), где в отличие от живой природы О. воли не индивидуализированы. Живая природа и человеческое общество видятся Шопенгауэру как непрекращающееся столкновение индивидуализированных О. воли. Для философии жизни жизнь — это стихийный иррациональный творческий порыв, О. которого являются, в частности, все продукты культуры (для В. Дильтея — религия, философия и искусство). В философии 20 в. нарастает тенденция трактовать О. внутреннего и субъективного как его отчуждение, а внешние формы его существования — как неподлинные, искажающие его суть. Она имеет корни в классической философии. У Гегеля природа и история — формы инобытия абсолютной идеи, которая, приобретая внешнюю форму существования, отчуждает себя в них. Хотя здесь отчуждение еще не есть искажение. Применительно к соотношению языка и мышления трактовка О. как искажения подлинной сути внутреннего выражена знаменитыми словами Ф. Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь». Г. Зиммель видел «трагедию культуры» именно в том противоречии, которое существует между творческой сущностью жизни и застывшими институциональными формами, в которых этот порыв должен воплотиться, объективироваться. Подобный же конфликт между творчеством и О. драматизировал в своей философии Н.А. Бердяев. Мир О. — это то, что противостоит свободе и творчеству. Творческий акт для него возможен как освобождение, преодоление объективного и необходимого.
В.И. Медведев
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 839 | |
2 | 627 | |
3 | 458 | |
4 | 426 | |
5 | 416 | |
6 | 409 | |
7 | 400 | |
8 | 396 | |
9 | 396 | |
10 | 388 | |
11 | 380 | |
12 | 371 | |
13 | 368 | |
14 | 368 | |
15 | 367 | |
16 | 365 | |
17 | 351 | |
18 | 351 | |
19 | 350 | |
20 | 344 |