Энциклопедия эпистемологии и философии науки - объяснительная теория
Объяснительная теория
Поскольку основными функциями научного познания являются описание, объяснение и прогнозирование, постольку реализация каждой из них связана с построением теоретических систем разного вида. В частности, результатом использования так называемых «наблюдательных теорий» является описание всевозможных эмпирически фиксируемых характеристик изучаемых явлений, их обобщение и классификация. Тогда как О. т. направлены на выявление связей между различными классами объектов, на истолкование характера этих связей и объяснение их природы. Конечно, между различными формами теоретического знания не существует абсолютно непреодолимого барьера, так как сама задача описания обязательно предполагает определенный уровень понимания ученым стоящих перед ним задач, способов его действий, оценку получаемых результатов и т.д. А такое понимание, в свою очередь, достигается лишь на основе каких-то содержательных интерпретаций. Поэтому объяснительная и наблюдательная теории взаимно предполагают друг друга. При этом классификационные системы, создаваемые с помощью процедур эмпирического исследования, с одной стороны, оказываются источником материала, на осмысление которого ориентировано объяснение, с другой же — они сами зависят от особенностей толкования имеющихся данных, задаваемых О. т.
Цель последней — явным образом зафиксировать место изучаемого объекта в системе его связей с другими элементами мирового устройства и определить основные закономерности его организации и функционирования. Систематизация выявленных отношений между различными группами явлений, интересующих исследователя (а также внутри самих таких групп), способствует установлению причинно-следственных цепочек, определяющих множество событий реального мира, на анализ которых ориентируется познавательная деятельность ученых. В отличие от наблюдательной теории (играющей роль базиса для объяснительных схем), теоретическая интерпретация направлена не на отдельные предметы и явления окружающей действительности, а на установление законов, определяющих само наличие данных феноменов в объективной реальности. Благодаря этому О. т. не только способствуют осмыслению исследователями сущности изучаемых ими явлений, но и открывают возможность предсказывать ситуации, еще не реализованные в текущей практике человеческого взаимодействия с окружающей действительностью.
На разных этапах истории сущность и способы объяснения осознавались различным образом. Напр., древние мыслители стремились истолковать все известные им события как проявление некоторой единой сущности, исходного «первоначала», составляющего общее основание всего мирового устройства. В Средние века для той же цели использовали ссылку на волю высших сил, придавая реальным явлениям некое символическое значение, которое люди должны были понять и принять в качестве руководства к действию. Становление классической науки сформировало представление ученых о том, что объяснить нечто — значит, разложить его на составляющие части и установить однозначным образом связи между конструктивными элементами целого. Редукционизм, как универсальная объяснительная процедура, господствовал в естественнонаучной практике на протяжении длительного времени и в определенных рамках сохраняет свое значение до сих пор. Наибольшее распространение он получил в первой половине 20 в. в связи с попытками представить процедуру объяснения в качестве логического выведения утверждений, описывающих интересующие исследователя факты, из утверждений более общего характера, чаще всего представляющих совокупность некоторых фундаментальных законов. С этой точки зрения, объяснение эмпирических фактов или теоретических описаний считается выполненным, если утверждения, с помощью которых они представлены, выводятся из конкретного набора других (обоснованных ранее) эмпирических данных или из некоторых теорий, истинность которых предварительно доказана. Однако в современной методологии науки такая методика уже не рассматривается в качестве единственной процедуры объяснения, наряду с ней используются и другие, обусловленные контекстом сегодняшней познавательной практики.
См. также Объяснение, Описание, Редукционизм.
С.С. Гусев
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 839 | |
2 | 627 | |
3 | 458 | |
4 | 426 | |
5 | 416 | |
6 | 409 | |
7 | 400 | |
8 | 396 | |
9 | 396 | |
10 | 388 | |
11 | 380 | |
12 | 371 | |
13 | 368 | |
14 | 368 | |
15 | 367 | |
16 | 365 | |
17 | 351 | |
18 | 351 | |
19 | 350 | |
20 | 344 |