Энциклопедия эпистемологии и философии науки - ритм
Ритм
В науке для описания временной упорядоченности используют парные понятия Р. и цикла. Циклическое возвращение системы в исходное состояние через определенный промежуток времени задает крупный масштаб мерности движения, внутри которого слаженность процессов организуется более дробными ритмическими построениями. Циклы и ритмы в динамических системах определяют временную метрику каждого уровня материальной организации. В зависимости от объекта исследования выделяют астрономические, тектонические, биосферные, организменные, радиологические и пр. Р. и циклы. В масштабах сложного целого локальные циклы вкладываются в более глобальные; один цикл в своей очередности может накладываться на другой, менять свой темп. Напр., циркадные часы определяют суточные Р. многих физиологических процессов, и хотя они синхронизируются сменой света и темноты, другие факторы — температура окружающей среды, время питания, стресс — могут сместить во времени эти процессы. Проблемы ритмической синхронизации процессов с разной метрикой остаются мало изученными.
В общественных науках (экономике, политике, истории) ритмические соотношения изучаются путем построения моделей волновой динамики и жизненных циклов. Установлено, что периодическую повторяемость социокультурных процессов могут обусловливать как внешне-природные (экзогенные), так и внутрисистемные (эндогенные) факторы.
В искусстве, особенно в музыке и стихосложении, Р. считается одним из самых основных формообразующих и выразительных средств. Ритмическая организация реализуется и в ближайших и в отдаленных соотношениях, образуя метр (чередование опорных и неопорных долей), создавая фигуры за счет повторений, синхронизируя отдельные метроритмические рисунки в целостной композиции. В живописи и архитектуре пространственный аспект Р. проявляется в создании композиций по законам симметрии, а временной — в процессах восприятия. Произведения искусства могут отражать природные Р., в том числе и жизненно важные для человека, что используется в искусствотерапии. С Р. как эстетической категорией связывают понятие эвритмии — благородства в движениях и благозвучия в музыке (Платон). Изучение ритмических гармоник особенно ценно для творчества и практической деятельности человека: благоприятный момент (период), обеспечивающий успех и полноту реализации замысла, во многом определяется усилением творческого потенциала за счет резонанса с природными ритмами.
ИЛ. Герасимова
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 839 | |
2 | 628 | |
3 | 459 | |
4 | 427 | |
5 | 417 | |
6 | 410 | |
7 | 401 | |
8 | 397 | |
9 | 397 | |
10 | 389 | |
11 | 381 | |
12 | 372 | |
13 | 369 | |
14 | 369 | |
15 | 368 | |
16 | 366 | |
17 | 352 | |
18 | 352 | |
19 | 351 | |
20 | 345 |