Энциклопедия эпистемологии и философии науки - универсум
Универсум
Философия использует для описания У два типа понятий — предельно широкие и предельно общие. Первые охватывают У в целом или одну из его основных частей своим содержанием: «У», «объективная реальность», «субъективная реальность», «социум» и т.д.; объемы таких понятий состоят из единственного объекта. Предельно общие понятия («объект», «предмет», «признак» и т.д.) охватывают либо У в целом, либо его основные части своим объемом.
Описание У, с одной стороны, в предельно широких, а с др., в предельно общих понятиях не является самоцелью для философии. Это лишь первая из двух теоретических предпосылок для ответа на основной для нее вопрос о месте человека в У и, следовательно, о его назначении, о смысле его жизни. Второй такой предпосылкой является постижение «У» внутри человека — его сознания.
Сформулировать вопросы, относящиеся к У, часто может и непрофессионал; предложить ответ на них способен, как правило, лишь философ, а вот демонстративно обосновать эти ответы не способен никто. Напр., вопрос, существуют ли в У свободные причины, т.е. ничем не детерминированные начала причинных рядов, чрезвычайно важен и для этики, обсуждающей проблему свободы воли, и для квантовой механики, говорящей, напр., о свободе воли электрона. Чтобы демонстративно обосновать два логически возможных ответа на него — утвердительный или отрицательный, — необходимо перебрать все бесконечное множество причинных рядов. Ум, способный сделать это, называют «демоном Лапласа». Человек же со своими конечными познавательными возможностями способен лишь укрепить или ослабить веру в один из этих ответов. Отсюда следует, что ответ на любой философский вопрос — это предмет философской веры, а не демонстративного доказательства.
«У» — это понятие, возникающее в результате особого познавательного процесса — предельного перехода; в данном случае — предельного синтеза всех универсумов рассуждения. Он выступает в паре с противоположным предельным переходом — предельным анализом, — расчленением У на части, на части этих частей и т.д. В ходе этого мыслительного процесса мы чисто умозрительно получаем представление о частях, которые уже не содержат частей — демокритовых атомах. Совокупность таких первоэлементов У называют первоматерией или просто материей. Итак, «У» и «материя» — это философские категории, возникающие как предельные продукты двух противоположных познавательных процессов — синтеза и анализа.
Вторая категория, которую нужно подсоединить к «У» наряду с «материей», чтобы понять его природу, — «форма». Она обозначает то, что образует сверхцелое, У, из сверхэлементарного — его первоэлементов. Но с помощью категорий «материя» и «форма» можно мысленно синтезировать лишь статическую картину У Чтобы «оживить» ее, вводят четвертую категорию — «движение».
Представление субъекта об У. существенно зависит от ответа на вопрос, существует ли мир за границами его сознания. Для солипсиста У совпадает с содержанием его собственного сознания. Для Дж. Беркли он дополняется сознаниями др. людей и сознанием Бога. Для реалиста (материалиста или объективного идеалиста), он включает и реальность, находящуюся вне его сознания, т.е. объективную реальность. Но единства в понимании У нет и среди реалистов. Для материалиста У — это все сущее, включая и его собственное сознание. За границами У нет ничего. Для теолога У, мир в целом, — это творение Бога, который предшествовал У во времени, создал его из ничего по Слову и продолжает существовать вне его, определяя все происходящие в нем процессы.
Понятие «У» является членом «с е м ь и» близких е м у по смыслу категорий: «бытие», «мир», «сущее», «реальность», «единое» и «абсолют». Между ними существует тонкое, но принципиальное различие и по содержанию, и по роли в философском исследовании. Напр., У единствен, в то время как говорят о множестве миров, о возможных мирах, о лучшем из возможных миров и т.д. Ярче всего отличие «У.» от перечисленных категорий выступает, когда они рассматриваются в единстве с их противопонятиями; напр., «бытие» с «небытием», «единое» — с «многим», «реальность» с «иллюзией» и т.д.
Г.Д. Левин
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 839 | |
2 | 627 | |
3 | 458 | |
4 | 426 | |
5 | 416 | |
6 | 409 | |
7 | 400 | |
8 | 396 | |
9 | 396 | |
10 | 388 | |
11 | 380 | |
12 | 371 | |
13 | 368 | |
14 | 368 | |
15 | 367 | |
16 | 365 | |
17 | 351 | |
18 | 351 | |
19 | 350 | |
20 | 344 |