Энциклопедия эпистемологии и философии науки - витгенштейн социальная теория познания
Витгенштейн социальная теория познания
В главе «От ментальных состояний к социальному взаимодействию» Блур рассматривает критику Витгенштейном классических психологических теорий значения как ментального состояния (Э.Б. Тиченер, В. Вундт, Б. Рассел) и ментального акта (Ф. Брентано). Здесь же Блур анализирует дискуссию о «чистом мышлении» между Вюрцбургской психологической школой (О. Кюльпе, Н. А х , К. Бюлер) и такими психологами, как В. Вундт и Э.Б. Тиченер (1900—1920). Блур подчеркивает сходство рассуждений Витгенштейна о «языковых играх» с экспериментами Вюрцбургской школы.
В главе «Языковые игры и поток Жизни» Блур анализирует понятие значения, снова обращаясь к концепции Витгенштейна: значение конституируется общественными практиками и является продуктом их конденсации. То же Блур утверждает о всяком знании, расширяя коллективистический тезис. Витгенштейн использует ряд конструкций — доктрина семейного сходства, отношения между критериями и симптомами, понятие потребностей, — которые он не конкретизирует достаточно подробно. Блур рассматривает каждую из этих конструкций, уточняя и применяя эти понятия в построении своей теории языковых игр. Тезис об образовании понятий по принципу семейного сходства он иллюстрирует примерами из книги Л. Флека (Fleck L. Genesis and Development of a Scientific Fact. Chicago, 1979).
В главе «Социальное конструирование ментальных состояний» Блур защищает тезис об институциональной природе сознания. Он опирается при этом на позицию Б. Скиннера (см.: Skinner B. The Operational Analysis of Psychological Terms (reprinted from the Psychological Review. Vol. 52, 1942) // Feigl H, Brodbeck M. Readings in the Philosophy of Science. N. Y., 1953), развивающего бихевиористскую теорию о зависимости реакций человека (в том числе вербальных реакций и приватных ощущений как реакций, подобных другим) от социального подкрепления. В главе «Математика как антропологический феномен» Блур выдвигает утверждение о зависимости смысла математического доказательства от контекста появления данного доказательства, включающего цели и применяемые мыслительные техники. В главе «Принуждение, конвенция и кодификация» Блур рассматривает характер дедуктивных правил и анализирует происхождение и природу логической обоснованности. По Витгенштейну, принудительность дедуктивных правил определяют обычаи, установленные в пределах биологической структуры. Правдоподобие, по Блуру, — типично социологическое понятие, и Блур анализирует его как таковое. Развивая теорию языковых игр, Блур вводит трехчастную модель доказательства в системе знания: 1) интуиция; 2) существующие формальные системы; 3) интересы, относящиеся к использованию этих двух факторов.
В главе «Систематическое изучение языковых игр» Блур строит компаративную теорию языковых игр — цель всех предыдущих исследований. При построении теории он использует метод grid-group analysis, разработанный английским антропологом М. Дуглас. Два социальных измерения — внутригрупповая дифференциация и групповая граница — служат М. Дуглас основаниями для классификации типов сознания разных социальных общностей. Блур использует эту классификацию, защищая тезис о том, что принятый в обществе социальный стиль определяет реакции научного сообщества на аномалии и может служить для характеристики языковых игр (научных дискурсов). Блур использует также идею ограниченного набора базисных стратегий ответа на аномалии, выраженную Лакатосом в его работах по истории математики (см.: Lakatos I. Proofs and Refutations, the Logic of Mathematical Discovery/ Ed. J. Worrall and E. Zahar. Cambridge, 1976).
Принцип «социального использования природы», выделяемый Блуром, находится в зависимости от его тезиса о множественности целей, достигаемых одной языковой игрой. Социальная группа, строящая собственную картину мира, достигает по Блуру, одновременно как цели построения такой картины, так и цели социального регулирования.
В главе «Позитивизм и культурный пессимизм» Блур подчеркивает связь позиции Витгенштейна с консервативной традицией. Исследователь относит каждого рассматриваемого им философа (Л. Витгенштейн, П. Уинч, Ю. Хабермас) к определенному типу, эксплицируя то, в группе какого типа позиция мыслителя будет правдоподобной.
Книга Блура является одной из знаменательных попыток дальнейшего развития теории языковых игр позднего Витгенштейна и построения на ее основе компаративистской дескриптивистской социологии познания.
Ю.С. Моркина
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 839 | |
2 | 628 | |
3 | 459 | |
4 | 427 | |
5 | 417 | |
6 | 410 | |
7 | 401 | |
8 | 397 | |
9 | 397 | |
10 | 389 | |
11 | 381 | |
12 | 372 | |
13 | 369 | |
14 | 369 | |
15 | 368 | |
16 | 366 | |
17 | 352 | |
18 | 352 | |
19 | 351 | |
20 | 345 |