Энциклопедия эпистемологии и философии науки - волевой акт
Волевой акт
В. а. всегда представляет собой целенаправленное действие человека. При его осуществлении человек контролирует ход деятельности и складывающуюся ситуацию. Поэтому В. а. — это интенциональное действие человека, он осознает сам акт интенции и себя как ее источник. В качестве своей цели В. а. всегда предполагает цель актуальную, т. е. обоснованную и конкретизированную планом деятельности, предусматривающую непосредственное осуществление цели. Цель как абстрактный идеал не может стать предметом В. а.
В. а. может быть направлен на отыскание необходимого смысла деятельности, на выполнение деятельности, на научение чему-либо. Поэтому он является эпистемологически значимым условием и предпосылкой познавательных процессов. В частности, В. а. играет важную роль в формировании личного знания, акцентируя внимание на настойчивости в поиске решения, последовательности в реализации свободы мышления. Особое значение В. а. обретает для формирования способности субъекта познания осуществлять рискованные, инновационные когнитивные операции, принимать решение об их допущении и реализовывать его. В. а. активирует образы памяти как репродуктивного механизма воспроизведении духовной реальности, сохраняющейся под порогом сознания; с него часто начинается работа воображения в творческом процессе.
В. а. удерживает объект в поле сознания субъекта в течении всего времени, необходимого для выполнения поставленной задачи; поддерживает сконцентрированное на объекте внимание человека. Длительность В. а. различна: от нескольких мгновений до нескольких лет. В. а. завершается только вместе с реализацией цели деятельности. Он может быть направлен как на объект — на внешнее препятствие, так и на субъект — на внутреннее препятствие (на преодолении ряда или одной из своих характерологических особенностей). В. а. может включаться в деятельность на любом этапе ее протекания — от начального до завершающего. С конца 30-х по 80-е гг. 20 в. в западной и отечественной психологии исследования воли практически прекратились, ввиду господства идей «деятельностного редукционизма». С утверждением трактовки человека как активного субъекта в его развитии и поведении проблема воли вновь приобрела актуальное значение.
М.А. Кукарцева
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 839 | |
2 | 628 | |
3 | 459 | |
4 | 427 | |
5 | 417 | |
6 | 410 | |
7 | 401 | |
8 | 397 | |
9 | 397 | |
10 | 389 | |
11 | 381 | |
12 | 372 | |
13 | 369 | |
14 | 369 | |
15 | 368 | |
16 | 366 | |
17 | 352 | |
18 | 352 | |
19 | 351 | |
20 | 345 |