Энциклопедия мифологии - хурритская мифология
Хурритская мифология
«Западносемитский» пантеон, включая большинство перечисленных богов, менее упорядочен (при их перечислениях не соблюдалась строгая иерархическая последовательность), значительное место в нём занимали локальные западносемитские элементы. В пантеон Митанни, правящая династия которого была, по-видимому, арийской по происхождению, входили не встречающиеся более нигде в Передней Азии древнеиндийские божества Митра, Индра, На-сатьи, возможно, Варуна (хотя необычное написание его имени Uruwa-па вызывает сомнение в справедливости такого отождествления). Оригинальные божества нузийского пантеона Тилла и U.GUR (идеографическое написание).
Наибольшее отражение хурритские мифы нашли в хеттских эпических сочинениях о Кумарби. В первом из них («О царствовании на небесах») повествуется о смене трёх поколений богов. В прежние времена на небе царствовал бог Алалу, и даже могучий бог неба Ану прислуживал ему. По истечении девяти лет правления Алалу, Ану изгоняет его на землю и воцаряется на небесах. Ему прислуживает Кумарби, но через девять лет восстаёт против него. Ану в испуге бежит, взлетая на небо, но Кумарби настигает его и оскопляет. Ликующему Кумарби Ану предвещает рождение трёх грозных богов: Тешуба, его помощника Ташмишу и реки Аранзах (хурритское название Тигра). Услышав это, Кумарби выплёвывает сперму Ану [но, очевидно, не всю, так как отдельные фрагменты мифа повествуют о рождении из головы Кумарби Тешуба и двух других богов (не называвшихся Ану)]. Земля беременеет и производит на свет двоих детей (возможно, от семени Ану, выплюнутого Кумарби). По-видимому, к этому же циклу относится отрывок, в котором говорится, что Тешуб возжелал убить Кумарби. Ану пытается убедить его отказаться от своего намерения и, видимо, предлагает сделать царём Эа. (Тешуб в итоге всё же низвергает Кумарби и занимает небесный престол.) Затем, очевидно, следуют события, описанные в мифе о кратковременном царствовании на небесах бога-хранителя (KAL), который побеждает Тешуба и (с согласия Эа в этом отрывке он назначает и свергает небесных правителей) восходит на престол. Однако, недовольный его правлением, Эа смещает KAL. Тешуб вместе со своим визирем Нинуртой (хуррит. Аштаби) наносит KAL увечья, и тот признаёт власть Тешуба. В «Песни об Улликумме» Кумарби, свергнутый Тешубом, пытается отомстить ему и вернуть утраченную власть. Для этого, сочетавшись со Скалой, он порождает каменное чудовище (Улликумме), призванное разрушить священный город Тешуба Куммию и низвергнуть узурпатора. По поручению, которое дал Кумарби, боги Ирширры несут младенца в море и кладут на плечо Убеллури гиганта, поддерживающего вселенную. Улликумме растёт не по дням, а по часам и через пятнадцать дней достигает неба. Первым его замечает Шимиге и сообщает Тешубу. Встревоженный Тешуб вместе со своим братом Ташмишу и сестрой Шавушкой отправляется на гору Хаззи взглянуть на чудовище. Его вид приводит богов в трепет. Шавушка пытается сразить Улликумме своими чарами, но безуспешно: Кумарби предусмотрительно (видимо, потому, что ранее Шавушка очаровала и погубила другое чудовище Хедамму) создал его слепым и глухим. Тешуб созывает богов и готовится к битве. Но боги бессильны перед каменным чудовищем. Лишь Эа принадлежащим богам низа резаком (которым в минувшие времена земля была отделена от неба) удаётся отрезать Улликумме от Убеллури и тем лишить силы. В хеттской передаче дошёл также миф о рождённом Кумарби и дочерью моря Шертабшухури змее Хедамму, ненасытном чудовище, уничтожающем человечество. С ним удаётся справиться лишь Иштар Ниневийской (Шавушке), покорившей его своими чарами. Трудно судить, входит ли этот миф в цикл о Кумарби или является самостоятельным произведением.
Лит.: Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии, пер. с древнемалоазиатских языков, М.. 1977; Гютербок Г. Г., Хеттская мифология, в кн.: Мифологии древнего мира, пер. с англ., М., 1977; Friedrich J., Churritische Märchen und Sagen in hethitischer Sprache, «Zeitschrift fur Assyriologie und Verwandte Gebiete., 1960, Bd. 49 (Neue Folge, 15); его же, Der churritische Mythus vom Schtangendamon Hedammu in hethitischer Sprache, «Archiv Orientalni., 1949, v. 17/1; Goetze A., Kleinasien, Munch., 1957; Gflterbock Н. G. (ed.), Kumarbi, Mythen vom churritischen Kronos..., Z.-N. Y., 1946; его же. The hittite version of Hurrian Kumarbi myths. Oriental Forerunners of Hesiod, «American Journal of Archeology», 1948, v. 52; его же. The song of Ullikummi..., New Haven, 1952;
Laroche E„ Recherches sur les noms des dieux hittites, P., 1947; его же, Tessub, Hebat et leur cour, «Journal of Cuneiform Studies» 1948, № 2; его жe, Le Pantheon de Jazilikaya «Journal of Cuneiform Studies», 1952, № 6 его же, Ugaritica, V, Nouveaux textes acca diens, hourrites, et ugaritiques des archives et bibliothèques privées d'Ugarit, P., 1968, p. 518527; его же. Notes sur le panthéon hourrite de Ras Shamra, «Journal of the American Oriental Society», 1968, v. 88; его же, Les dénominations des dieux «antiques» dans les textes hittites, в кн.: Anatolian Studies Presented to Н. G. Guterbock on the occasion of his 65-th birthday, Istanbul, 1974, p. 175-85; его же. Pantheon national et pantheons locaux chez les Hourrites, «Orientalia», 1976, v. 45, № 1-2; Meriggi P., Imitidi Kumarpi, 11 Kronos Curri со, «Athenaeum». 1953, v. 41, (N. S., v. 31); Otten Н., Mythen vom Gotte Kumarbi, В., 1950; Pritchard J. B. (ed.). Ancient Near Eastern texts, relating to the Old testament, 2 ed., Princeton, 1955; Schuler E. von Die Mythologie der Hethiter und Hurriter, в кн.: Wörterbuch der Mythologie, hrsg. von Н. W. Haussig, Abt. 1, Lfg. 1, Stuttg., 1965; Slegelova J., Appu-Marchen und Hebamme-Mythus, Wiesbaden, 1971 (Studien zu den Bogazkoy-Texten, № 14).
М. Л. Хачикян.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1101 | |
2 | 650 | |
3 | 621 | |
4 | 567 | |
5 | 473 | |
6 | 465 | |
7 | 430 | |
8 | 420 | |
9 | 412 | |
10 | 410 | |
11 | 396 | |
12 | 393 | |
13 | 385 | |
14 | 381 | |
15 | 376 | |
16 | 376 | |
17 | 376 | |
18 | 375 | |
19 | 375 | |
20 | 350 |