Энциклопедия мифологии - лока
Лока
лока (др.-инд. Loká, «мир», «свет»), в индийской космологии и мифологии обозначение мира как составной части вселенной. Наиболее популярна концепция вселенной как трёх миров трилока: небо, земля, подземное царство (ад). Распространена и семичленная классификация верхнего и нижнего миров. Верхний мир: бхурлока (земля), бхуварлока (пространство между землёй и солнцем, обиталище мудрецов), сварлока (пространство между солнцем и Полярной звездой, небеса Индры), махарлока (местопребывание Вхригу и других святых), джаналока (местопребывание сыновей Брахмы), тапарлока (местопребываниебожества Вирадж), сатьялока, или брахмалока (местопребывание Брахмы); первые три мира разрушаются в конце каждого дня (кальпы) Брахмы, а остальные в конце его жизни (другие классификации предлагают несколько иные обозначения миров); нижний мир (геогола), обитаемый дайтьями, данавами, якшами, нагами и т. п.: атала, витала, нитала, габхастимат, махатала, сутала и собственно патала («Вишну-пурана»); ср. вариант «Падма-пураны»: атала (в подчинении Маха-майи), витала (владыка Хатакешвара, ипостась Шивы), сутала (владыка Бали), талатала (владыка Майя), махатала (местопребывание огромных змей), расатала (местопребывание дайтьев и данавов), патала (царство Васуки и нагов). В «Шива-пуране» предлагается восьмичленный вариант нижнего мира: патала, тала, атала, витала, тала, видхи-патала, шакра-бхуми, виджая. В том или ином виде сходное понимание состава вселенной унаследовано джайнской и буддийской космологией и такими направлениями древнеиндийского умозрения, как санкхья или веданта. Ср. свойственную им систему восьми миров: брахмалока (мир высших божеств), питрилока (мир питаров, т. е. «отцов», предков; риши и т. п.), сомалока (луна и планеты), индралока (мир низших божеств), гандхарвалока (мир небесных духов), ракшасалока (мир ракшасов), якшалока (мир якшей), пишачалока (мир пишачей). Концепция Л. оказала влияние и на первые варианты индийской ранненаучной космографии.
Лит.: Kirfel W., Kosmographie der Inder nach den Quellen dargestellt. Bonn-Lpz., 1920;
Hoffmann K., Bemerkungen zur vedischen Kosmologie, •Orientalische Literaturzeitung», 1954, Jg. 49, Spalte 389-96.
В. Н. Топоров.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1097 | |
2 | 649 | |
3 | 605 | |
4 | 563 | |
5 | 470 | |
6 | 463 | |
7 | 428 | |
8 | 418 | |
9 | 410 | |
10 | 407 | |
11 | 394 | |
12 | 390 | |
13 | 381 | |
14 | 378 | |
15 | 375 | |
16 | 374 | |
17 | 374 | |
18 | 371 | |
19 | 369 | |
20 | 349 |