Энциклопедия мифологии - локапалы
Локапалы
иногда (раньше) вместо Куберы выступают Агни (слон Пундарика) или Сома (слон Супратика). (В «Рамаяне» называются другие имена слонов.) Впрочем, эти боги, как и некоторые другие, могут быть охранителями и других сторон света: Сома северо-востока, Сурья юго-востока, Агни юго-запада, Ваю северо-запада. Иногда в число Л. вводятся Ниррити (как охранитель юго-запада) и Притхиви или Шива, особенно под именем Ишаны «Владыки» (как охранитель северо-востока). Каждая из этих сторон света описывается в качестве особого царства. Подобная система Л. имеет типологические соответствия в индоевропейской и во многих других традициях (напр., в Юго-Восточной Азии),
В. н. Топоров.
В буддийской мифологии Л. (санскр. и пали lokapâla, «защитник мира») подгруппа дхармапал. В общебуддийской мифологии под Л. подразумеваются прежде всего четыре охранителя сторон света, другое их название «четыре великих царя» (caturmahârâja): Дхритараштра на востоке, Вирудхака на юге, Вирупакша на западе и Вайшравана на севере. Легенды, связанные с Л., содержатся в текстах всех основных направлений буддизма. Сутра «Суварнапрабхаса», например, излагает легенду о том, как Л. появились у будды Шакьямуни и обещали в будущем охранять текст сутры «Суварнапрабхаса».
Позднее, особенно в ваджраяне, словом «Л.» стали обозначать местные божества (охранителей гор, рек, племён и т. д.), которые были присоединены к буддийскому пантеону. Так, легенды о Падмасамбхаве рассказывают о включении тибетских божеств религии бон в буддизм и превращении их в Л.
л. м.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1097 | |
2 | 649 | |
3 | 605 | |
4 | 563 | |
5 | 470 | |
6 | 463 | |
7 | 428 | |
8 | 418 | |
9 | 410 | |
10 | 407 | |
11 | 394 | |
12 | 390 | |
13 | 381 | |
14 | 378 | |
15 | 375 | |
16 | 374 | |
17 | 374 | |
18 | 371 | |
19 | 369 | |
20 | 349 |