Энциклопедия мифологии - спента-майнью
Спента-майнью
спента-майнью (авест., «дух святости»), в иранской мифологии дух-творец. С.-М. вдохновляет Заратуштру, в конце мировой истории он должен уничтожить «духа зла» Ангро-Майнью («Яшты» XIII 3; XVIII 2; XIX 96). Согласно одной концепции образа, обычно считающейся более древней, С.-М. вместе со своим братом-близнецом Ангро-Майнью порождены Ахурамаздой и оба действуют как демиурги земного творения на уровне телесной осязаемой реальности «гетик», тогда как Ахурамазда пребывает в сфере чистой духовности «менок»; С.-М. создаёт благую часть мира, а его брат плохую («Бундахишн» 1, 8 и др. источники). Согласно «Яшту» (VIII 48), все творения С.-М. «Те, что живут под землёй, на земле, в воде, летают, рыщут по равнинам, все те, что населяют безграничный и бесконечный мир С.-М.». Вместе с Огнём С.-М. наблюдает за исполнением решений и приговоров, вынесенных Ахурамаздой («Ясна Семи глав», 36, 1).
По второй концепции образа, С.-М. ипостась, творческий аспект Ахурамазды.
Образ С.-М. рано привлёк внимание греческих философов. Уже в схолии (Гермодора?) к диалогу Платона «Алкивиад» (I 122а) содержится соответствие понятию С.-М., в конце 4 в. до н. э. Гекатею Абдерскому уже была известна авестийская мифологема о С.-М. как источнике вдохновения Заратуштры. Типологически и функционально С.-М. близок ветхозаветному духу святому, что издавна побуждало специалистов (Ш. Арле, Ж. Дармстетер и др.) к гипотезам об исторической взаимозависимости обоих образов.
Лит.: Oet og Vest, Kbh., 1945; Lentz W., Seiler Н., Tavadia J. C., Yasna 47, Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», 1963, Bd. 103.
Л. Л.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1097 | |
2 | 649 | |
3 | 606 | |
4 | 563 | |
5 | 470 | |
6 | 463 | |
7 | 428 | |
8 | 418 | |
9 | 410 | |
10 | 407 | |
11 | 394 | |
12 | 390 | |
13 | 381 | |
14 | 378 | |
15 | 375 | |
16 | 374 | |
17 | 374 | |
18 | 371 | |
19 | 369 | |
20 | 349 |