Новейший философский словарь - герменевтика
Герменевтика
В протестантской культуре накладывается на религиозную Г. проекты отделения в Писании божественного от привнесенного человеком. Техники реконструкции наиболее развиты Шлейермахером. Целью работы герменевта, согласно Шлейермахеру, является вживание во внутренний мир автора через процедуры фиксации содержательного и грамматического плана текста необходимо создать условия для эмпатии вчувствования в субъективность автора и воспроизведения его творческой мысли.
В традиции историцизма Дильтей настаивает на дополнении этого метода исторической реконструкцией ситуации возникновения текста (как выражения события жизни). Кроме того, Дильтей выдвигает идею понимания как метода наук о духе, в отличие от присущего наукам о природе объяснения. Он рассматривает как базис Г. описательную психологию, а приоритетной наукой, в которой раскрывается Г., историю. До Дильтея Г. рассматривалась как вспомогательная дисциплина, набор техник оперирования с текстом, после как философская, цель которой задать возможность гуманитарного исследования. Совершенно оригинален подход Хайдеггера, который рассматривает понимание (себя) как характеристику бытия, без которой оно скатывается в позицию неподлинности. Такое понимание служит основой всякого последующего истолкования и того что есть, и возможностей. Понимание Г. как порождения новых смыслов в диалоге традиций (Рикер); с традицией (Гадамер, Хабермас) преобладает в философии двадцатого века (вероятно, именно такой образ Г. привел к "герменевтическому буму"). Гадамер, интерпретируя Хайдеггера, говорит о том, что бытие само себя понимает через конкретных людей и события такое бытие есть язык, традиция. Цель работы герменевта наиболее полно выявить механизмы формирования сво его опыта (предрассудки), которыми наделяет его традиция. Выявление происходит через практику работы с текстами через соотнесение их содержания с опытом "современности". Это диалог, посредством которого рождается новый смысл этап жизни традиции и самого текста. Хабермас видит Г. как рефлексивное средство критики и преодоления традиционной "извращенной коммуникации", приводящей к современному уродливому сознанию. Рикер рассматривает гносеологическую сторону Г. в семантическом, рефлексивном и экзистенциальном аспектах. Семантика изучение смысла, скрытого за очевидным коррелирует с психоанализом, структурализмом и аналитической философией, а также экзегезой. Рефлексия как самопознание должна опровергнуть иллюзию "чистоты" рефлексирующего и обосновать необходимость познания рефлексирующего через его объективации.Экзистенциальный план подразумевает распознание за различными образами интерпретации разные способы бытия при проблематичности нахождения единства. Г. для Рикера необходимо связана с философией. Она должна ограничить сферы применимости каждого из этих методов. В противоположность этому Э. Бегги выступает за сохранение Г.
как независимого от философии метода гуманитарных наук. В то же время Г. в 20 в. стала большим, чем просто конкретной теорией или наукой, она стала принципом философского подхода к действительности. .Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 392 | |
2 | 391 | |
3 | 389 | |
4 | 376 | |
5 | 367 | |
6 | 360 | |
7 | 355 | |
8 | 350 | |
9 | 347 | |
10 | 347 | |
11 | 345 | |
12 | 345 | |
13 | 340 | |
14 | 335 | |
15 | 335 | |
16 | 333 | |
17 | 325 | |
18 | 324 | |
19 | 323 | |
20 | 323 |