Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - эмпатия

 

Эмпатия

эмпатия (от. греч. empatheia вчувствование, сочув-ствование) способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я-образов с воображаемым образом "иного": с образом др. людей, живых существ, неодушевленных предметов и даже с линейными и пространственными формами. Э. ведет к изменению самосознания, позволяющему мыслить и действовать с позиции нового Я. В психике человека на протяжении всей его жизни формируются многочисленные и изменяющиеся Я-образы, в которых аккумулируются смутные и не всегда осознаваемые представления о самом себе и др. людях. Эти образы являются результатом не только личного опыта, но и опыта общения со своим окружением внутри той или иной культуры, они формируются теми ролями, которые мы играем в различных ситуациях, во взаимоотношениях с др. людьми. Я-образы (в т.ч. наши смутные представления о своем положении и роли в детстве), их взаимосвязи определяют состояние Я, самосознание личности и в силу этого накладывают свой отпечаток на мышление и поведение людей. Эти образы возникают благодаря активности правополушарного мышления, которое в относительно меньшей степени подвержено сознательному контролю и больше полагается на стереотипы и неосознаваемые, автоматические мыслительные стратегии. Я-образы всегда эмоционально насыщены, т.к. пространственно-образное мышление непосредственно управляется влиянием аффектов, эмоциональной оценкой, стремлением как можно дольше удержать позитивный аффект, придавая ему преувеличенную, "эгоцентрическую" значимость.

С учетом вышеизложенного Э. можно рассматривать прежде всего как когнитивную способность правополушарного мышления продуцировать воображаемые Я-образы. Это сугубо индивидуальная способность людей, по-видимому, является одним из важнейших условий творческого процесса в науке, технике, искусстве и т.д. Психофизиологические механизмы Э.

, протекающие гл. обр. на бессознательном и подсознательном уровнях, предполагают самовнушение (или внушение со стороны, гипноз), которое позволяет преодолеть сопротивление сознательного Я инсталляции воображаемого Я-образа. Благодаря самовнушению (гипнозу) новый Я-образ становится частью личности творца, элементом его самосознания, он создает окрашенный позитивными эмоциями фон, позволяющий наслаждаться творческим процессом. Идентифицируя в акте Э. свое Я с образами др. людей, с образами животных, неодушевленных предметов и т.д., индивид получает возможность мысленно экспериментировать с своими новыми Я-образами в воображаемом поле, используя для этого соответствующие правила оперирования образными репрезентациями и мыслительные стратегии.

А это, в свою очередь, позволяет выявить и развернуть потенциально содержащуюся в этих образах скрытую когнитивную информацию, открыть ранее неизвестные смыслы, создать новые мысленные репрезентации. Диапазон идентифицируемых сущностей в актах Э. практически неограничен. Ученые-теоретики могут идентифицировать себя с какими-то теоретическими конструктами (напр.

, электроном), инженеры-изобретатели с техническими устройствами, писатели с образами героев своих романов и т.д. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины