Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - интенция

 

Интенция

интенция (лат. intentio) лат. слово "intentio" имеет широкий спектр значений. В Средние века оно использовалось для перевода греч. слова "tonos" ("напряжение") термина философии стоиков, характеризующего активную и упорядочивающую функцию пневмы или, у др. авторов, мирового вещества. В средневековой традиции значения "intentio" могут быть разделены на две семантические подгруппы: практическую и теоретическую. К первой относится употребление его для обозначения воли и ее целей. Так, у Августина оно обозначает направленность души к цели, которая в позитивном отношении может быть только Богом. В то же время "внимание ума" ("animi intentio"), согласно Августину, составляет наряду с объектом, который мы воспринимаем, и актом нашего восприятия существенный элемент познания. Особенно ясное выражение практического значения "intentio" обнаруживается в "Этике" П. Абеляра, который проводит различие между поступком (opus) и намерением (intentio) т.о., что нравственной оценке со стороны Бога подвергается только намерение человека (недоступное познанию со стороны др. людей), в то время как любой поступок сам по себе является этически нейтральным. Дальнейшее развитие практической проблематики "intentio" в Средневековье идет по линии поиска объективных критериев моральной оценки, что достигается путем интеграции в подлежащее оценке намерение не только цели, но и средств ее осуществления. Так, А. Галес включает в определение intentio помимо цели также "то, что позволяет нам прийти к цели", преодолевая тем самым дуализм намерения и поступка, что закрепляется в дальнейшем как у Бонавентуры, так и у Фомы Аквинского. У последнего intentio и выбор (electio) составляют два конституирующих элемента направляемого практическим разумом свободного нравственного акта воли. В новоевропейской философии известна ирония Б. Паскаля относительно иезуитского способа "направлять намерение", т.е. оправдывать благими намерениями неблаговидные поступки.

Теоретическая семантика intentio в лат. языке возникает в 12 в. в связи с пер. работ Ибн Сины и араб. слова "ma'na", которые ввели в лат. филос. язык различие "первой И.

" и "второй И.": "Предметом логики являются познаваемые во вторую очередь интенции, которые присоединяются к интенциям, познаваемым в первую очередь". Под первыми И. понимаются здесь сами познаваемые предметы, а под вторыми "логические И.", как то: роды, виды, отличительные признаки и вообще все логические понятия и термины, которые могут быть отнесены к познаваемому предмету.

У Фомы Аквинского И. в теоретическом смысле тесно связана с его учением о познании и означает "образ" познаваемой вещи, находящийся в душе и отличающийся от самой этой вещи, И. это средство для постижения предмета, подлежащего познанию, но не сам познаваемый предмет. Синонимично И. говорится о видах (species) и формах вещей (forma rerum). При этом различаются несколько разновидностей И. В поздней схоластике вводится значение И. как акта и как отношения (то и др. понимание встречается у И. Дунса Скота). У. Оккам, называя "реально существующую вещь intentia prima", считает "вторую интенцию" чистым актом интеллекта.

В современной философии в большей мере распространено понятие интенциональности (Ф. Брента-но, Э. Гуссерль, Дж. Сёрл), однако в феноменологии Гуссерля встречается и понятие И. ("дескриптивный род интенции"), которое характеризуется как сущностное свойство акта интенции и употребляется по отношению к определенного рода "психическим переживаниям", а именно таким, которые выделяются на основании "отношения к предмету", причем в двояком смысле. В узком (и преимущественно используемом) смысле И. является "пустой", не связанной с наглядным представлением, восприятием и т.п. предмета, оставаясь его чистым полаганием. В широком смысле И. включает акты реализации отнесенности к предмету, когда последний дан нам в соответствующем наглядном созерцании. Семантическая концепция Гуссерля построена, в частности, на понятии "И. значения" и "осуществление", или "наполнение", этой И. значения. Если первое делает выражение (напр., знак на бумаге) осмысленным, то второе позволяет ставить вопрос об истинности или ложности высказываний на основании реализованной сопряженности с подразумеваемым в высказывании предметом. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины