Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - конфуцианство

 

Конфуцианство

конфуцианство (кит. жу цзя, жу цзяо школа ученых-интеллектуалов, учение ученых-интеллектуалов) кит. классическая философия. К, возникло в 6 в. до н.э., впоследствии распространилось в странах Дальнего Востока (Япония, Корея, Вьетнам), наряду с даосизмом и пришедшим из Индии буддизмом получило статус одного из трех главных философско-религиозных течений (сань цзяо три учения, три религии). Основатель Конфуции, первым из др.-кит. мыслителей определивший свое творчество под именем философии и назвавший себя философом (хао сюэ любящий учение, любящий мудрость).

В своем развитии К. прошло несколько этапов. Первый раннее К., включает учение Конфуция и его последователей Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Второй-К, эпохи Хань (206 до н.э. 220 н.э.), представлено творчеством Лу Цзя (216-172 до н.э.), Дун Чжуншу (190/170-120/104 до н.э.), Ян Сюна (53 до н.э. 18 н.э.), Бань Гу (32-92) и др. Трети й неоконфуцианство эпох Сун (960-1279) и Мин (1368-1644), представлено трудами Чжоу Дуньи (1017-1073), Чжан Цзая (1020-1078), Чэн Хао (1032-1085), Чэн И (1033-1107), Чжу Си (1130-1200), Лу Цзююаня (1139-1193), Ван Янмина (1472-1529). Четвертый современное неоконфуцианство, представлено теоретическими разработками Чжан Цзюньмая (1887-1968), Лян Шумина (1893-1988), Фэн Юланя (1895-1990), Хэ Линя (р. 1902), Моу Цзунсаня (р. 1909), Ду Вэймина др.

Мировоззренчески К. ориентировано в будущее с опорой на древность. Последняя в К. получила собственную смысловую транскрипцию и преподносилась Поднебесной как образец, который сохранялся и постоянно воспроизводился в форме культуры (вэнь).

Филос. кредо К. выражено в положении Конфуция: "Человек может расширить дао, но не дао человека". В связи с этим ставилась задача: создать новый тип человека, способного воспринимать и расширять дао. Таковым является "благородный муж" (цзюнь-цзы), субъект социокосмической середины, гармонично сочетающий в себе естество (чжи) и культуру (вэнь). "Благородный муж" возделывает почву семейных отношений "почитание родителей и старших братьев", на которой вырастает человеколюбие (жэнь), выражающее сущность человека. Человеколюбие дает движущий импульс долгу, ритуалу, доверию, мудрости/знанию, т.е. всем остальным духовным элементам архетипа у син, и приводит к рождению дао. Человеческое дао через духов предков, нормирующих жизнь современности, сопрягается с дао судьбоносного Неба. В результате космос Поднебесной приобретает социоморфное и антропоморфное качества, а человек наделяется Небом природой/характером и следует дао Неба и духов предков как заданному естеством закону. В контексте слияния семьи, гос-ва и Неба-космоса в К. строится иерархия власти: глава семьи отец рода, правитель гос-ва отец семьи царства, Небо отец семьи Поднебесной. Цель и смысл человеческого существования состоит в том, чтобы овладеть нравственными ценностями К. и гармонизировать природно-человеческую Поднебесную.

После смерти Конфуция К. дифференцировалось на восемь направлений. Среди них выделились два, возглавляемые Мэн-цзы и Сюнь-цзы. В силу разной интерпретации конфуцианских положений первое из этих направлений впоследствии получило квалификацию ортодоксального, второе неортодоксального К.

Во 2 в. до н.э. с началом правления династии Хань К. одержало победу над легизмом и обрело статус официальной идеологии. К. было систематизировано Дун Чжуншу, прозванным "Конфуцием эпохи Хань", и дополнено космологической доктриной. Дальнейшее развитие К. получило в неоконфуцианстве, которому предшествовал даоско-конфуцианский синтез ("учение о сокровенном" сюань сюэ), вызванный проникновением в Китай буддизма.

Неоконфуцианство 11-17 вв. основывалось собственно на текстах Конфуция, Мэн-цзы и их учеников. Оно представлено двумя конкурирующими направлениями, возглавляемыми школой Чэн Чжу (братьев Чэн и Чжу Си) и школой Лу Вана (Лу Цзююаня и Ван Янмина). Первая развивала "учение о принципе" (ли сюэ), ведущем к постижению объективной реальности. Вторая сосредоточилась на "учении о сердце" (синь сюэ), ведущем к постижению субъективной реальности, в которой содержатся все принципы мироустройства.

Современное неоконфуцианство характеризуется, с одной стороны, стремлением к восприятию зап. ценностей, с другой обращением к моральной проблематике раннего К. Унаследовав от предшествующего неоконфуцианства моральную доминанту в учении о бытии, космосе и познании, представители современного неоконфуцианства преобразовали ее в "моральную метафизику", сочетающую филос. и религиозные идеи.

Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. СПб., 1904; Он же. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб., 1910; Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970; Древнекитайская философия. М., 1972-1973. Т 1-2; Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1976; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; Малявин В. В. Конфуций. М., 1992; Конфуции. Я верю в древность. М., 1995; Переломов Л.С. Конфуций. "Лунь юй". М., 1998; Лукьянов А.Е. Понятие философии у древних китайцев // Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 2; Он же. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. М., 2000; Fung Yulan. The History of Chinese Philosophy. Prinstone, 1953. Vol. 1-2; Legge J. The Chinese Classics. Hong Kong, 1960. Vol. 1-5; Confucianism and Chinese Civilization. New York, 1965. A.E. Лукьянов

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины