понятие, употребляемое для обозначения тех ценностей, принципов и прав, которые представляются вытекающими из природы человека и не зависящими от конкретных социальных условий или государственного строя. П.е. считается не-приобретаемым и неотчуждаемым, присущим всякому человеку от рождения, не обусловленным никакими внешними обстоятельствами, а потому самоценным и неизменным в своем объеме. П.е. первично по отношению к праву позитивному, т.е. действующему праву, сложившемуся у разных народов в определенной исторической обстановке, и исходит из целостности и неизменности человеческой природы. Все многообразие проявлений П.е. в конечном итоге сводится к трем его формам: право на жизнь, право на свободу и право на личное счастье. Последнее, по мнению ряда мыслителей Нового времени, предполагает также и право собственности, хотя и не вполне тождественно ему. Включение права частной собственности в перечень основополагающих прав, имеющих естественный характер, традиционно является предметом спора между буржуазной и социалистической концепциями права. Формирование первых представлений о П.е. относится к античности. Римские юристы под П.е. понимали совокупность норм, вытекающих из самой природы и определяющих поведение не только людей, но и животных. В Средние века П.е. мыслилось как божественное установление. Современная естественноправовая идеология оформляется в Новое время, когда возникает комплекс представлений об идеальном правовом кодексе, предписанном природой и запечатленном человеческим разумом. В данном контексте П.е. выступает как оценочная категория и приобретает по отношению к реальному "гражданскому закону" характер императива, игнорирование которого или противоречие которому лишает правомерности любые нормы и установления. Поэтому наряду с прочим П.е. предполагает и право народов на сопротивление угнетению. В эпоху Просвещения концепция П.е. послужила фундаментом для большинства достижений зап. общественной мысли. Поскольку П.е. часто мыслилось не только как логическая предпосылка, но и как "естественное состояние", некогда исторически предшествовавшее общественному и государственному порядку, созданному людьми произвольно путем общественного договора, оно считалось основой гражданского равенства, общественных и политических свобод, в т.ч. свободы рыночной конкуренции, свободы выбора морально-этических ценностей и т.д. Соответствующим образом изменилась и государственно-политическая концепция, основными составляющими которой стали концепции гражданского общества, гос-ва-"ночного сторожа" и принцип разделения властей. П.е. ограждало отдельного человека от неправомерного вмешательства в его личную жизнь со стороны гос-ва и церкви, осуждало клерикализм и сословные привилегии. Признание идей П.е. было общим для Дж. Локка, Г. Гроция, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А. Смита, Т. Пейна, Д. Юма, И. Канта и многих др. великих зап. мыслителей. Принципы П.е. легли в основу Декларации независимости США 1776 и Декларации прав человека и гражданина 1789 во Франции. Вместе с тем идеи П.е. на том этапе отличались явным европоцентризмом и практически не затрагивали проблему национального и расового равноправия. В 20 в. П.е. было закреплено во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948.
П.е. гарантируется конституциями всех правовых гос-в.
В дореволюционной России идеи П.е. нашли мощный отклик в рус. философии права, в т.ч. у таких мыслителей, как B.C. Соловьев, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, П.К. Новгородцев, И.В. Гессен. В советском гос-ве, где основой прав человека считалось социалистическое правосознание, П.
е. рассматривалось как классово чуждый продукт буржуазного общества. Неофициальная традиция связывать П.е. с зап. обществом и образом жизни сохраняется до сих пор.Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988; Права человека: История, теория и практика. М., 1995; Strauss L. Natural Right and History. Chicago; London, 1963; Matz U. Rechtsgefuhl und objektive Werte. Ein beitrag zur Kritik des wertethischen Naturrechts. Munchen, 1966. A.H. Смирнов .