Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - сенека (seneca) луций анней

 

Сенека (seneca) луций анней

сенека (seneca) луций анней (ок. 4 до н.э. 65 н.э.) крупнейший представитель позднего стоицизма, рим. государственный деятель, драматург. В молодости приехал в Рим, где получил первое представление о стоицизме; значительное влияние на С. оказали сочинения Посидония (в поздние годы С. начал изучать Эпикура, не разделяя, впрочем, его установок). При Клавдии отправлен в изгнание на Корсику; после возвращения (49) стал воспитателем молодого Нерона, в правление которого достиг вершин власти и богатства. В 65 был обвинен в причастности к заговору Пизона и покончил с собой. До нас дошли т.н. "Диалоги" десять небольших морально-наставительных трактатов; трактаты "О снисходительности", "О благодеяниях", "Нравственные письма к Луцилию" и трактат "Исследования о природе". В трагедиях С. "Эдип", "Медея" филос. идеи выполняют пропедевтикопедагогическую функцию.

Сухая стоическая доктрина растворяется у С. в нравственно-религиозном учении; философия сводится к этике, которая из отвлеченного исследования блага и добродетели окончательно становится средством кристаллизации интимных убеждений, концентрации на жизни своего Я: философия "лекарство" для души; она "учит делать, а не говорить". Логика вспомогательная дисциплина, не имеющая прямого отношения к основной цели; физика необходима постольку, поскольку, не зная устроения космоса, нельзя понять самого себя, но никакая теория не делает человека лучше. В психологии С. к психологическому дуализму присоединяется заметный дуализм душа/тело в духе Филолая и Платона; тело оковы и темница души, и т.п. В области теории С. несистематичен и непоследователен; его своеобразие в новом, еще неведомом стоицизму личном отношении к божеству: С. придает самодовлеющее значение самому переживанию этой связи, religio, а его теология во многих отношениях сливается с этикой. Излюбленная тема С. "продвижение" к независимости от внешних обстоятельств и мудрой покорности промыслу: "Согласного судьба ведет". Мудрец С. обладает "величием души"; он не лишен чувств, но не доступен аффекту. Конечным выражением добродетельного состояния является "постоянство". Особую важность приобретает мотивация поступка: совесть становится главнейшим критерием нравственности: "Будь благ этим ты достаточно почтишь богов". Императив формулируется как "золотое правило": поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причиняй зла другому. Эти настроения, значительно усилившиеся к концу жизни С.. внешне близки христианскому мирочувствию, что вызвало к жизни легенду о личном знакомстве С. с апостолом Павлом (а также их "переписку", широко известную уже в 4 в.). В Средние века сочинения С. были основным источником сведений о стоическом учении.

О провидении. Керчь, 1901; Утешение Марции // Браш М. Классики философии. I. СПб., 1907; Нравственные письма к Луцилию. М., 1977; Трагедии. М., 1983; О постоянстве мудреца // Историко-философский ежегодник-87. М., 1987; Opera quae supersunt. Vol. 1-III. Lipsiae, 1905-1914; Epistulae Morales ad Lucilium. Vol. 1-2. Oxford, 1965; Seneca. Vol. 1 10. London, 1970-1979.

Краснов П.Н. Сенека, его жизнь и философская деятельность. СПб., 1895; Фаминский В. Религиозно-нравственные воззрения Л. Аннея Сенеки (философа) и отношение их к христианству. Киев, 1906; Gentile М. II fondamenti metafisici della morale di Seneca. Milano, 1932; Sevenster J. Paul and Seneca. Leiden, 1962. A.A. Столяров

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины