Философский словарь - теургия
Теургия
теургия (греч. teourgia божественное деяние; сакральный ритуал, мистерия) одна из значимых и самобытных категорий эстетики рус. символизма. В древности понятием "Т." обозначалось сакрально-мистериальное общение с миром богов в процессе особых ритуальных действ. B.C. Соловьев осмыслил Т. как древнее "субстанциональное единство творчества, поглощенного мистикой", суть которого состояла в единении земного и небесного начал в сакральном творчестве. Особо он выделил современный этап Т., который обозначил как "свободная теургия" или "цельное творчество". Его сущность он усматривал в сознательном мистическом "общении с высшим миром путем внутренней творческой деятельности", которая основывается на органическом единстве главных составляющих творчества: мистики, "изящного искусства" и "технического художества". Это понимание Т. нашло активный отклик как в среде символистов, так и у большинства рус. религиозных мыслителей нач. 20 в. (представителей неоправославия, прежде всего). Вяч. Иванов особенно акцентировал внимание на мысли Соловьева о том, что искусство будущего должно вступить в новую свободную связь с религией. "Художники и поэты, писал Соловьев, опять должны стать жрецами и пророками, но уже в другом, еще более важном и возвышенном смысле: не только религиозная идея будет владеть ими, но и они сами будут владеть ею и сознательно управлять ее земными воплощениями". Именно таких художников Иванов называл теургами, носителями Божественного откровения; они истинные мифотворцы, в высшем смысле символисты. Большое внимание Т. как высшему этапу творчества созидания самой жизни с помощью Божественной энергии Софии и самого перво-Символа уделял А. Белый.
Наиболее точное и ясное определение Т. дал в своей кн. "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916) Н.А. Бердяев: "Теургия не культуру творит, а новое бытие, теургия сверхкультурна. Теургия искусство, творящее иной мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее. Теургия преодолевает трагедию творчества, направляет творческую энергию на жизнь новую". В Т. кончаются всякое традиционное искусство, всякое разделение творчества; в ней завершается традиционная культура как дело рук человеческих, и начинается "сверхкультура". Ибо "теургия есть действие человека совместно с Богом, богодейство, богочеловеческое творчество". Многие рус. символисты именно так и ощущали смысл символизма и его конечную цель Т. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 877 | |
2 | 792 | |
3 | 771 | |
4 | 700 | |
5 | 621 | |
6 | 586 | |
7 | 564 | |
8 | 547 | |
9 | 546 | |
10 | 546 | |
11 | 510 | |
12 | 500 | |
13 | 493 | |
14 | 483 | |
15 | 480 | |
16 | 478 | |
17 | 459 | |
18 | 455 | |
19 | 452 | |
20 | 450 |