Философская энциклопедия - абхихита-анвая
Абхихита-анвая
АБХИХИТА-АНВАЯ (санскр. (аnvауа—связывание [уже] выраженного) — индийская лингвофилософская доктрина, трактующая взаимоотношение смысла слов и предложения. Разработана в мимансе. В противовес теории Бхартрихари об отсутствии у слов самостоятельного смысла, независимого от смысла предложения, абхихитаанвая утверждает, что смысл предложения есть производная от смысла отдельных слов, который они имеют прежде, чем войти в него. Т. о., слово в составе предложения имеет тот же самый смысл, что и в изолированном виде. Мимансак Кумарина Бхатта и его сторонники, придерживавшиеся доктрины абхихита-анвая, считали, что слова выражают вещи, а предложение—отношения между словами. Самотождественность смысла слов в и вне предложения оспаривалась не только Бхартрихари, но и сторонниками другого учителя мимансы— Прабхакары Мишры. Они обращали внимание на то, что отдельные слова (напр., “дерево”, “столб”, “идти”) вне предложения обозначают некие универсальные сущности, в предложении же (напр., “Девадатта идет от того дерева к этому столбу”) индивидуализируются (“данное дерево” — это не то же самое, что “дерево вообще”). См. также ст. Амвшпа-абхидхана, Философия языка (в Индии).В. Г. Лысенко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |