Философская энциклопедия - арсеньев
Арсеньев
АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (16 (28) мая 1888, Стокгольм—18 декабря 1977, Нью-Йорк]—русский философкультуролог, историк религии. Родился в дворянской семье, сын дипломата. Школьное образование получил в Московском лицее; испытал огромное влияние С. Н. Трубецкого и атмосферы русского религиозно-философского ренессанса нач. 20 в. В Московском университете (1905—10) учился уже со сложившимся мировоззрением, которое определял как философию сердца. Арсеньев активно посещал философские кружки и салоны: Психологическое общество. Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева, “Кружок ищущих духовного просвещения”. В 1910—12, после оставления для подготовки к профессорскому званию, учился в университетах Мюнхена, Фрейбурга и Берлина, сдал магистерские экзамены и в 1914 избран доцентом Московского университета. В 1918—19 профессор Саратовского университета. В 1919 дважды арестовывался. В 1920 эмигрировал. Профессор Кенигсбергского (с 1921) и православного факультета Варшавского (1926—38) университетов. В 1944 переехал в Париж, преподавал в Сорбонне. С 1948 работал в Св.-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Видный участник экуменического движения, был приглашен в качестве наблюдателя на II Ватиканский собор.
Большинство сочинений посвящены истории религиозномистических движений в античности и христианстве (“В поисках Абсолютного Бога”. М., 1910; “Плач по умирающем Боге”. М., 1912; “Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения”.—“Журнал Министерства народного просвещения”. 1913, январь и февраль). История духовных поисков человечества—это непрерывное искание реального, “подлинного бытия” (“Жажда подлинного бытия”. Берлин, 1922), это жажда Христа. Воплощенное Слово Божие есть центр истории мира. К нему сходятся и от него расходятся все лучи. В Логосе исполняются все обетования Божий, в нем осуществляется план Божий, раскрывается и входит в мир воплощенная Любовь Божия — основоположный закон бытия всего мира.
Соч.: О современном положении христианства. Варшава, 1927; О литургии и таинстве Евхаристии. Париж, 1928; Die russische Literatur der Neuzeit und Gegenwart. Mainz, 1929; Эллинский мир и христианство. Варшава, 1933; Из жизни Духа. Варшава, 1935; Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурт-на-Майне, 1959; Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959; О Жизни Преизбыточествующей. Брюссель, 1966; Единый поток жизни. К проблеме единства христиан. Брюссель, 1973; О красоте и мире. Мадрид, 1974.
Лит.: Плетнев Р. Н. С. Арсеиьсв.—В сб.: Русская религиозно-философская мысль 20 в, Питсбург, 1975; Филонова Л. Г. Николай Сергеевич Арсеньев.—В кн.: Русские философы. М., 1993; Хализе“ В. Е. Арсеньев как философ, культуролог и литературовед.— “Литературное обозрение”, 1994, № 1—2.
А. И. Абрамов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |