Философская энциклопедия - аскольдов
Аскольдов
АСКОЛЬДОВ (наст. фам. Алексеев) Сергей Алексеевич (1871, Москва—23 мая 1945, Потсдам) — русский религиозный философ, публицист. Внебрачный сын философа А. А. Козлова. Окончил естественно-историческое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, работал экспертом по химии в Департаменте таможенных пошлин и акциза. В 1914 получил степень магистра философии в Московском университете за книгу “Мысль и действительность”. С 1908 — член Петербургского религиозно-философского общества. Участник сборников “Проблемы идеализма” (1902) (ст. “Философия и жизнь”) и “Из глубины” (1918) (ст. “Религиозный смысл русской революции”). После революции преподавал химическую технологию в Ленинградском политехническом институте. Сотрудничал в журнале “Мысль” (1922), альманахе “Литературная мысль” (1922—25). В 1920-е годы основал тайное религиозно-философское общество “Братство св. Серафима Саровского”. В 1928 арестован, первое время провел в соловецких лагерях, затем скитался по ссылкам. Будучи в очередной ссылке в Новгороде, попал в оккупацию и перебрался в Германию. Когда работники советских органов безопасности пришли его арестовывать, он был уже мертв.
Первое философское сочинение Аскольдова— “Основные проблемы теории познания и онтологии” (1900), написанное всецело под влиянием монадологического “панпсихизма” А. А. Козлова, исследованию творчества которого он позднее посвятил книгу “Алексей Александрович Козлов” (1912). Основное направление философских исследований Аскольдова, продолжившего направление своего отца, уделяя большее внимание вопросам гносеологии,—критика трансцендентализма, которая была призвана расчистить место для персоналистической религиозной метафизики. Исходным пунктом, по его мнению, должен стать не обезличенный “трансцендентальный субъект”, а личностный “индивидуальный субъект”. Познание должно быть символично, ибо предмет философского познания трансцендентен. Исходным понятием гносеологии должна стать интуиция. От Канта он призывал вернуться к философам более ранних эпох—Лейбницу, Плотину и Аристотелю.
Сот.: О любви к Богу и любви к ближнему.— “Вопросы философии и психологии”, 1907, № 86; О старом и новом религиозном сознании.—“Вопросы религии”. М., 1908, в. 2; Время и его религиозный смысл.—“Вопросы философии и психологии”, 1913, № 117; Гносеология. Пг., 1919; Аналогия как основной метод познания.— “Мысль” (Пг.), 1922, № 1; Время и его преодоление.—Там же, № 3; Религиозно-этическое значение Достоевского.—В сб.: Ф. М. Достоевский. Пг., 1922.
Лит.: Филиппов Б. С. А. Алексеев-Аскольдов.—В сб.: Русская религиозно-философская мысль 20 в. Питсбург, 1975.
А. В. Соболев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |