Философская энциклопедия - аттик
Аттик
АТТИК (Αττικός) (2-я пол. 2 в.) — греческий философплатоник. Согласно Евсевию-Иерониму (Chron. 01. 231), его расцвет приходится на 176. Вероятно, именно Аттик возглавил восстановленную в этом году Марком Аврелием кафедру платоновской философии в Афинах. Его цитируют перипатетики (Александр Афродисийский, анонимный комментатор “Никомаховой этики”) и хорошо знают платоники: усматривается влияние Аттика на Галена, его сочинения читались в кружке Плотина (Porph. V. Plot. 14), его мнения приводят Порфирий, Ямвлих, Сириан, Прокл, Дамаский, Симпликий, Иоанн Филопон; обширные цитаты из сочинений Аттика у Евсевия, “прославленным” (πολύς) называет его христианский софист Эней из Газы. Аттик—автор полемического трактата “Против пытающихся объяснить платоновское учение через аристотелевское”; вероятно, у него было специальное сочинение, посвященное космической душе; есть ссылки на его комментарии к платоновским “Тимею”, “Федру”, “Федону”, а также к “Категориям” Аристотеля.
Аттик—представитель афинского платонизма, подчеркнуто стремящегося оградить себя от влияния других школ. Поэтому он поддерживает антиаристотелевские тенденции своего предшественника А. Тавра; оборотной стороной этого оказываются, однако, стоические моменты учения Аттика. Порядок частей философии, принимаемый им,—этика, физика, логика (ср. Евдора Александрийского). Первенство этики, по Аттику, отличает Платона от Аристотеля (начинавшего с логики), как и учение о добродетели (которой, по Платону, одной достаточно для блаженства), и учение о бессмертии индивидуальной души, которого не признавал Аристотель (фрг. 1—2; 7 Des Places).
В области физики Аттик—как и Плутарх из Херонеи— сторонник временного понимания демиургического мифа “Тимея”. При этом он считает, что до вмешательства демиурга неупорядоченная материя, движимая злой душой, существовала вечно, а демиург привел ее в порядок (фрг. 4; 23). Проблема творения мира связана для Аттика с учением о промысле: мир упорядочен потому, чтосоздатель счел это состояние лучшим, нежели беспорядок (“Тимей” 41Ь), и может сохранять это упорядоченное состояние вечно. Демиург, как и любой другой ремесленник, прежде чем создать вещи мыслит их; эти “мысли божьи” (τα του θεοΰ νοήματα)—бестелесные, умопостигаемые, вечно самотождественные образцы, или идеи (фрг. 9). Идеи у Аттика рангом ниже демиурга, за что его позднее упрекал Сириан (фрг. 40), согласно которому у Аттика идеями оказываются всеобщие логосы, вечно существующие в душе, с которой тождественна природа (фрг. 8).
Аттик подчеркивает, что мир состоит из четырех элементов, отвергая аристотелевский эфир (фрг. 5). Критика эфира для Аттика принципиальна: называя эфир неаффицируемым телом, Аристотель, по Аттику, пытается приписать ему свойства умопостигаемой сущности. Прокл отмечает, что для Аттика-комментатора характерно строгое следование тексту Платона (фрг. 14). Фрагм.: Fragments. Texte et trad. par ed. Des Places. P., 1977.
Лит.; Balles M. Zur Philosophie des Platonikers Attikos.—.ßtome H.-D. (ed.). Platonismus und Christentum: Festschrift für H. Dome. Münster. 1983, S. 38—57; Moreschini C. Altico: una figura singolare del medioplatonismo.-ANRW II 36. l. B., 1987, p. 477—91. См. также лит. к ст. Средний платонизм.
Ю. А. Шичалин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |