Философская энциклопедия - аваява
Аваява
АВАЯВА (санскр. avayava — члены) — седьмая категория ньяи, члены пятеричного классического силлогизма. В “Ньяя-сутрах” вначале перечисляются все 5 членов силлогизма (I. 1.32), а затем каждый из них получает определение: 1) тезис (пратиджня) —то, что должно быть обосновано; 2) аргумент (хету) — само обоснование обосновываемого через сходства и несходства со сходными и несходными примерами; 3) иллюстративный пример (удахарана) — наглядный пример (см. Дришташпа), сходный или несходный с характеристикой обосновываемого; 4) применение (упаная) — “подключение” к примеру того, что обосновывается; 5) заключение (нигамана) — воспроизведение тезиса с привлечением аргумента (I. 1.33—39). Ватсьяяна иллюстрирует все 5 членов силлогизма с помощью стандартного для найяиков примера: 1 ) тезис— “Звук невечеи”; 2) аргумент—“Ввиду того, что он есть произведенное”; 3) пример, сходный с обосновываемым: “Звук также невечен, как произведенный, подобно горшку”; пример, не сходный с обосновываемым: “Звук же невечен, ибо вечно то, что не произведено, подобно Атману”; 4) применение: “Наблюдается, что такие произведенные вещи, как горшок, невечны, но таков же и звук” или “Наблюдается, что непроизведенные субстанции наподобие Атмана вечны, но звук не таков”; 5) заключение: “Поэтому звук, будучи произведен, невечен”. Ватсьяяна исключает из числа членов силлогизма несиллогистические дискурсивные позиции, признававшиеся таковыми другими философами (познавательная установка, сомнение, “постижение потенциальности”, цель и устранение сомнения), как не являющиеся прямыми “доказательными положениями”. Он также эксплицирует назначение каждого из членов силлогизма и даже пытается соотнести их с основными источниками знания (промина): тезис—слово авторитета, аргумент—умозаключение, пример—восприятие, применение—сравнение, заключение—демонстрация способности всех предыдущих членов силлогизма к выражению единого смысла. Уддйотаквра подробным образом разрабатывает концепции тезиса и аргумента.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2335 | |
2 | 2292 | |
3 | 1433 | |
4 | 1381 | |
5 | 843 | |
6 | 769 | |
7 | 739 | |
8 | 723 | |
9 | 706 | |
10 | 704 | |
11 | 641 | |
12 | 619 | |
13 | 614 | |
14 | 603 | |
15 | 591 | |
16 | 569 | |
17 | 569 | |
18 | 561 | |
19 | 560 | |
20 | 552 |